Кабинет Психолога

Тренинг по повышению жизнестойкости подростков Радуга жизни

Типы восприятия: аудиал, визуал, кинестетик и их характеристики

22.02.2024

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.

2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.

3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.

4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Характеристика визуалов

Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

· направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;

· вверх и вправо при фантазировании;

· прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Включить звук

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

· восприятие информации через образы;

· выраженная жестикуляция;

· использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;

· восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;

· обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;

· хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

· использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);

· хорошее восприятие музыки, бесед;

· неплохой слух;

· необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;

· высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;

· большая любовь к музыке;

· чувствительность к разговорам;

· хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Характеристика кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

· частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);

· частые прикосновения к собеседнику;

· близкая дистанция с человеком при разговоре;

· непоседливость;

· эмоциональность;Хочу такой сайт

· лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Характеристика дигитала

. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

· руководство логикой и обдумывание действий;

· четкое планирование деятельности;

· минимальное проявление чувств при общении;

· слабые эмоции;

· стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;

· высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам. Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов. Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.

Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.

   

Что делать, если ребенок увлекся квадробикой? Как родителям реагировать на модное увлечение ребенка?

15.10.2024

Практически каждую неделю в СМИ появляются новости про квадробинг и различная (далеко не всегда положительная) реакция общества на это увлечение. Понятно, что для большинства детей квадробинг — просто мода, которая пройдет так же быстро, как и началась. Но что делать, если ребенок всерьез вжился в образ кошки или собаки, если он целыми днями ходит в маске и с хвостом, повторяя движения и повадки животных?

К чему может привести подобное поведение, является ли оно нормой и почему в принципе возникает, давайте попробуем разобраться.

Попытка уйти от действительности

В Россию это увлечение пришло из Японии. Квадроберы бегают и ходят на четвереньках, едят корм для животных, обычно изображая собак и кошек. Квадробинг больше увлекает детей предподросткового и подросткового возраста.

С точки зрения психического развития, имитация животного в 3–6 лет, когда ведущим типом деятельности является игра, — абсолютно нормально.

Но если речь идет о детях более старшего возраста, то это может говорить об инфантилизме, психической незрелости, о том, что подростки, таким образом пытаются привлечь к себе внимание, потому что это необычно и ярко.

Также это может быть своего рода способом ухода от действительности.

Для ребенка это чревато выключением из реальной жизни. Он находится в своей иллюзии, как бы возвращается в состояние раннего детского возраста.

Это увлечение,  может негативно отразиться на психике — привести к сложностям с учебой, трудностям в коммуникации с детьми, проблемам в создании крепких дружеских связей, характерных для детей этого возраста.

Во времена нашего детства у детей и подростков также были «странные» увлечения. К примеру, в конце 90-х они жевали смолу с фруктовых деревьев. Он заменял ребенку жевательную резинку. В двухтысячных были популярны готы и эму. Но время прошло и эти субкультуры ушли вместе с ним.

Считаю ли я, что современные дети отличаются от нас, постсоветских и детей- миллениума ? Нет. Они делают то же самое: учатся жить, ошибаются, экспериментируют, создают свои ценности, делают открытия, пытаются быть заметными и значимыми в собственных глазах и глазах сверстников. 

У детей изменились только формы поведения в обществе, но мотивы остались теми же, что и прежде. Современные дети по-прежнему нуждаются в поддержке взрослых.

Лучшая тактика — деликатность

Лучшая тактика для родителей с точки зрения психологической коррекции — деликатность. Ни в коем случае не стоит подвергать увлечение ребенка резкой критике, так как это создаст проблемы в дальнейшем общении с ним, в установлении доверительных отношений.

В первую очередь стоит разобраться и понять, что стоит за этим хобби, потому что в норме психика ребенка 10–15 лет работает по другим механизмам.

Вот несколько способов профилактики квадробинга:

·        Повышение осведомленности. Родители должны открыто обсуждать с подростками опасности квадробинга, подчеркивая возможные травмы, последствия для здоровья.

·        Развитие альтернативных видов. Поддерживайте увлечение детей безопасными видами спорта, такими как плавание, баскетбол, футбол, танцы, шахматы, волейбол.

Дети этого возраста больше ориентированы на общение, на будущее, на спорт. Может быть, у ребенка есть трудности в общении (в семье или со сверстниками), трудности в учебе, сложности с самооценкой. Если подросток ведет себя соответственно дошкольному возрасту, то стоит провести диагностику, возможно, психологическую коррекцию и дифференциальную диагностику — нет ли там каких-либо психических или пограничных расстройств.

 

Педагог-психолог                                                             А.А. Колобова

 

08.04.2024

IMG_20240405_133715_172.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

12.01.2024

Просмотров всего: , сегодня:

12.01.2024

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».