ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности по математике «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа «Финансовая грамотность» в 5 классе рассчитана на 17 часа в год (0,5 часа в неделю). Освоение программы способствует реализации общеинтеллектуального направления развития личности обучающихся и предназначена для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 класса в сфере экономики семьи. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации; 3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». 4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015). Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекса: 1. Учебник «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017 Электронные ресурсы: – http://www.7budget.ru; Сайт журнала «Семейный бюджет» – http://www.dostatok.ru; Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» – http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-Журнал «Работа и зарплата» –http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://subsidii.net/ Сайт «Все о пособиях» – http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php Сайт «Все о страховании» – http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585 Сайт «Налоги России» Цель: – научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях. Задачи: – формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников; – формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях; – формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества; – формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана. – освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные. Формы организации и методы обучения: Предполагается использование следующих форм организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и интерактивных методов обучения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Личностные: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметные: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернетсайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. НАЯ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Введение (1ч.) Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» 2. Доходы и расходы семьи (6ч.) Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (2ч.) Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4ч.) Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (4ч.) Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Проект «Личный финансовый план». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся: 1. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; 2. Развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; 3. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 4. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 5. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. 6. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. № п. п. Общее кол-во часов 1 6 Тема 1 2 Введение Доходы и расходы семьи 3 Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься 4 5 Кол-во часов Теоретические Практические 1 2 4 2 - 2 Семья и государство: как они взаимодействуют 4 - 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 4 - 4 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Колво часов 1 1. Введение 2. 1 3. Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран. Доход и расход семьи 4. Семейный бюджет 1 5. 1 6. Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Кредиты. Виды кредитов 7. Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады» 1 Риски потери денег и имущества и как человек i. может от этого защититься 1 1 Дата по плану Дата по факту Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться» Практическая работа «Принципы работы страховой компании» Семья и государство: как они взаимодействуют 1 10. Налоги. Мини-исследование «Налоги» 1 11. Аналитическая работа «Виды налогов». 1 12. Познавательная беседа «Социальные пособия» 1 13. Решение экономических задач «Социальные выплаты» 1 8. 9. 1 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 14. Творческое задание «Банковские услуги» 1 15. Практическая работа «Вклады (депозиты)» 1 16. Деловая игра «Кредит. Залог» 1 17. Проект «Личный финансовый план» 1