МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Климовская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Аннотация к рабочей программе
курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» для 10-11 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» является частью
основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ Климовская СОШ№2,
разработана в соответствии с пунктом 18.2.2. ФГОС СОО на основе Федеральной рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка», входит в вариативную часть плана внеурочной
деятельности по направлению «Занятия, связанные с реализацией
потребностей обучающихся в
физическом, социальном развитии» и реализуется в 10 и 11 классах в 2023-2024 учебном году.
Рабочая программа разработана учителем ОБЖ
с использованием материалов сайта «Единое
содержание общего образования» в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет
организацию образовательной деятельности учителя в школе по курсу внеурочной деятельности «Начальная
военная подготовка». Рабочая программа содержит следующие структурные элементы:
-пояснительную записку;
-общую характеристику и цели изучения курса внеурочной деятельности «Начальная военная
подготовка»;
-место курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» в плане внеурочной
деятельности;
-содержание курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»;
-планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
-тематическое планирование, сформированное с учётом рабочей программы воспитания и возможностью
использования ЭОР/ЦОР и определяющее формы организации внеурочной деятельности.
Рабочая программа обсуждена на заседании ШМО учителей физкультурно-эстетически-технического
цикла школы, принята решением педагогического совета (протокол №1 от 21.08.2023г.), утверждена приказом
по МБОУ Климовской СОШ№2 №96 от 21.08.2023г. в качестве части содержания ООП СОО
На основе данной программы учителем разрабатывается КТП в соответствии с Положением о
календарно-тематическом планировании по учебному предмету, курсу, модулю. КТП рассматривается на
заседании ШМО и согласуется с заместителем по УВР.
Выписка
из основной образовательной программы среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»
для обучающихся 10-11 классов
срок реализации 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), федеральной образовательной
программы среднего общего образования (ФОП СОО). Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности нашей Родины и
повышения боеспособности её вооружённых защитников . В этих условиях в системе военно-патриотического
воспитания на первый план выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного
чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному
служению
обществу,
государству и
подготовки старшеклассников к честному выполнению воинского долга .
Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военно-патриотического воспитания,
наполнение её конкретным содержанием, обучение допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам,
отвечающим актуальным потребностям и уровню развития современной Российской армии и соответствующим
решаемым ею сегодня задачам .
Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан начальным знаниям в
области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствие с требованиями новой редакции
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования .
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре Вооружённых Сил Российской
Федерации, овладеть начальными элементами тактической, инженерной и технической подготовки, приобрести
практические навыки обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях
1
радиационного, химического и биологического заражения местности, получить физическую и психологическую
закалку позволит проведениекурса по программе внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»
(далее — программа) .
В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся
Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки военнослужащего
мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для
скорейшей адаптации при призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения
Минобороны России, Россгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России .
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при
освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей про- граммы среднего общего образования
«Основы безопасности жизнедеятельности» .
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области
обороны и основ безопасности жизнедеятельности .
2 . Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретение практических
навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной
техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях,
выполнение практических стрельб .
3 . Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать
участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в
этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уста-вов в жизни Вооружённых Сил
Российской Федерации .
4 . Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны
государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной
службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по кон- тракту), пребывании в
запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в за- пасе .
5 . Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с
боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания
первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи .
6. Содействовать
формированию
морально-политических и психологических качеств гражданина,
необходимых для прохождения военной службы .
7. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам
Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые
Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины .
8. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию
положительной мотивации к профессии защитника Родины .
9 . Способствовать формированию у обучающихся социальной активности .
10. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости,
основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов .
11. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и
выбору профессии офицера .
12. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть
полезным своей Родине.
13. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности .
14. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной
деятельности .
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11 классов. В 2023-2024 учебном году
запланировано проведение в 10 классе - 34 внеурочных занятия (1 час в неделю), в 11 классе -34 внеурочных
занятий( 1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»
Основы общевойскового боя . Основные виды боя: оборона, наступление . Понятие тактических действий
.Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового отделения Сухопутных войск
Российской Федерации . Задачи отделения в различных видах боя .
Ознакомление с организационно-штатной структурой под- разделений иностранных армий (НАТО, КНР) .
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и
экипировки .
2
Действия отделения в обороне . Способы перехода к обороне . Позиция отделения в обороне . Назначение
ориентиров . Система огня отделения и сектора обстрела стрелков . Сигналы оповещения, управления и
взаимодействия . Действия наблюдателя .
Действия отделения в наступлении . Боевой порядок отделения в наступлении . Преодоления заграждений .
Перебежки и переползания . Действия в составе боевых групп .
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения . Ориентирование на местности с использованием карты,
компаса, местных предметов, а также современного навигационного оборудования .
Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения . При- боры наблюдения . Выживание в особых условиях .
Сигналы оповещения . Действия личного состава по тревоге . Получение оружия, средств индивидуальной
защиты и экипировки . Походный порядок взвода . Задачи и способы действий дозорного отделения и пеших
дозорных .
Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка местности .
Модуль № 2 «Огневая подготовка»
Вооружение мотострелкового отделения . Назначение и так- тико-технические характеристики основных видов
стрелкового оружия и ручных гранат . Перспективы развития современного стрелкового оружия .
Назначение и устройство частей и механизмов автомата, па- тронов и принадлежностей . Принцип устройства и
действие автоматики . Возможные задержки при стрельбе и их устранение . Порядок неполной разборки
автомата Калашникова и сборки после неполной разборки . Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО .
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок,
изучение условий упражнения . Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика . Простейшая
огневая задача, её сущность и алгоритм решения .
Способы ведения огня из автомата . Наводка оружия, сущность, виды и приёмы производства выстрела . Выбор
момента выстрела . Изготовка для стрельбы из различных положений . Условия выполнения начальных стрельб .
Занятие на учебно- тренировочных средствах . Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству
оружия . Действия со стрелковым оружием .
Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний .
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»
Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных войск . Виды, назначение,
общее устройство и тактико-технические характеристики основных образцов боевых машин Сухопутных войск
(БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90) .
Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем . Виды, предназначение, тактико-технические
характеристики и общее устройство БПЛА . Ведение разведки местности с использованием БПЛА . Способы
противодействия БПЛА противника .
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций .
Подготовка радио- станции к работе, настройка частот (диапазонов) .
Порядок ведения радиообмена . Особенности назначения позывных . Переход на запасные и резервные частоты .
Меры по обману противника при ведении радиопереговоров по открытым каналам связи .
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение . Заточка и правка инструмента . Порядок
оборудования позиции отделения . Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа для стрелка .
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные заграждения .
Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного и зарубежного производства .
Средства разведки и разминирования . Особенности разведки дорог, мостов, зданий . Способы обнаружения и
обезвреживания взрывоопасных предметов .
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Понятие оружия массового поражения . История его развития, примеры применения . Его роль в современном
бою . Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от них .
Отравляющие вещества, их назначение и классификация . Внешние признаки применения бактериологического
(биологического) оружия .
Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения . Назначение, устройство и подбор
по размеру средств индивидуальной защиты . Использование их в положениях «походное», «наготове» и «боевое»,
подаваемые при этом команды .
Сигналы оповещения о применении противником оружия массового поражения и порядок действий по ним .
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им . Правила
поведения на заражённой местности . Назначение, устройство и порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД1 и войсковым прибором химической разведки (ВПХР) .
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи .
Основные типы ранений на поле боя . Приёмы первой помощи . Остановка кровотечения . Наложение повязок .
Иммобилизация конечностей .
Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя . Штатные и подручные средства эвакуации
раненых . Реанимационные мероприятия .
3
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»
Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих . Содержание воинской дисциплины . Правила
взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их нарушение .
Сущность единоначалия и приказа командира (начальника) .
Воинские звания . Обязанности солдата (матроса) .
Организация размещения и быта военнослужащих . Распре- деление времени и внутренний порядок . Состав и
назначение суточного наряда . Обязанности дежурного и дневального по роте . Ответственность за нарушение
порядка несения внутренней службы .
Виды караулов . Назначение и состав караула . Подготовка караула . Неприкосновенность часового . Обязанности
часового, порядок применения оружия .
Модуль № 8 «Строевая подготовка»
Строи и управление ими . Обязанности военнослужащих перед построением и в строю . Развёрнутый и
походный строи от- деления (взвода) . Строевые приёмы на месте .
Строевые приёмы в движении без оружия . Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй .
Строевая стойка с оружием . Выполнение воинского приветствия с оружием . Строевые приёмы с оружием на
месте (авто- матом) .
Движение в походном строю . Перестроение взвода . Перемена направления движения . Выполнение
воинского приветствия в движении . Ответ на приветствие в составе подразделения .
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»
Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой подготовки . Мероприятия
по обеспечению безопасности военной службы .
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения .
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе правилами и нормами поведения .
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка», должны
способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, раз- вития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
гордости за российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и
вооружённой защите Отечества .
Гражданское воспитание:
сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдению законодательства
Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы;
осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите Отечества;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной безопасности
государства;
готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского
общества в области обеспечения безопасности государства .
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников
Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Роди- ну и Вооружённые Силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской
славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обороны;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу .
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения войны, соблюдения
прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению норм международного
гуманитарного права;
4
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к
безопасности общества и государства;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов
России, принятие идей волонтёрства и добровольчества .
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций .
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
интерес к военно-прикладным видам спорта;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью .
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и
государства, обеспечения национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно- требований безопасности в
процессе военной службы; профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни .
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние при- родной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической
грамотности и раз- умного природопользования в процессе военной службы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности .
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития военной науки, современных
представлений о воинской деятельности;
понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военно-профессиональной
деятельности в жизни общества и государства;
способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной службы, в том числе
способность обоснованно и безопасно действовать в условиях ведения боевых действий .
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной деятельности «Начальная
военная подготовка», должны отражать овладение универсальными учебными действиями .
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной безопасности государства,
обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и
явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их
достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной службы, оценивать риски
возможных последствий собственных действий;
моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их различные
состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения
стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач .
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военно-профессиональной сфере;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения
5
различных учебных задач;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно
выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее
благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их
корректировке в новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения учебных задач, связанных с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь .
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из
источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи;
самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности и гигиены .
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных ролей «начальник»
— «под- чинённый»;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным .
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений, давать оценку новым ситуациям;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень .
Самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению .
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
6
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение,
способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты .
Принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции
другого человека .
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики содержания вопросов,
затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов .
В период проведения учебных сборов обучающиеся получают ряд новых знаний, навыков и умений,
дополняющих содержание школьной программы, которые должны мотивировать их к получению военноучётной специальности, способствовать быстрой адаптации к службе в Вооружённых Силах и помогать в выборе
будущей профессиональной деятельности .
Обучающиеся должны знать:
героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации;
историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции;
структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации;
назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении Сухопутных войск;
порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;
основы оказания первой помощи на поле боя;
боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки и связи;
приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих .
Обучающиеся должны иметь представление:
о возможностях человеческого организма;
о боевых и технических характеристиках боевой техники;
об основах общевойскового боя;
об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск;
о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
об особенностях применения БПЛА на поле боя .
Обучающиеся должны уметь:
вести огонь из стрелкового оружия;
выполнять строевые приёмы;
правильно ориентироваться на местности;
действовать на поле боя;
оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
оказать первую помощь;
пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
демонстрировать физическую подготовку и военную вы- правку .
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их раскрытием для каждого модуля курса
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»:
классифицировать основные виды тактических действий подразделений;
иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в бою;
характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий;
выработать алгоритм действий в бою;
знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении;
владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении наблюдения, действовать по сигналам
оповещения и управления;
действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника, решать ситуационные
7
задачи;
выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции, преодолевать заграждения;
актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на местности;
знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть приёмами выживания;
классифицировать приборы наблюдения;
владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником;
обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества;
решать ситуационные задачи;
выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении противника, преодолении
заражённого участка местности .
Модуль № 2 «Огневая подготовка»:
иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия;
классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат;
иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия;
знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей, общее устройство
ручных гранат;
уверенно и безопасно обращаться с оружием;
выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова;
знать порядок подготовки к бою ручных гранат;
знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием;
самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности;
владеть навыками прицеливания и производства выстрела;
выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений;
знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат;
выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы из положения лёжа;
выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных гранат .
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»:
иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники, классифицировать виды боевых
машин;
знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;
иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения
разведки местности с помощью БПЛА;
знать алгоритм противодействия БПЛА противника;
выполнять практические действия по управлению БПЛА;
иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств связи;
классифицировать средства связи отделения;
иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций;
знать основные требования к ведению радиопереговоров;
иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров; выполнять практические
действия по подготовке радиостанции к применению и ведению радиопереговоров .
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»:
иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и окопа для стрелка;
знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента;
иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа;
выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
классифицировать типы мин;
знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных мин;
иметь представление о типах мин и порядке их установки;
выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и противопехотных мин;
знать демаскирующие признаки установки мин;
иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов;
выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием миноискателя, щупа, кошки .
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»:
иметь представление о об оружии массового поражения;
классифицировать виды ядерных взрывов;
знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках применения отравляющих
веществ и биологического оружия;
уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения;
8
знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты;
обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием;
знать правила поведения на заражённой местности;
выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите;
уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля;
знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической разведки;
выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона .
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»:
иметь представление о алгоритме оказания первой помощи; 6 знать состав и назначение средств оказания
первой помощи; 6 классифицировать типы ранений;
знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации конечностей, действий при
отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости дыхательных путей, общем переохлаждении и
отморожении, перегревании и ожогах;
выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечно-лёгочной реанимации,
восстановление проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения, наложение повязок, иммобилизация,
психологическая поддержка);
иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная);
знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации;
иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств эвакуации;
выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя .
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»:
знать права и обязанности военнослужащих;
иметь представление о принципах единоначалия;
уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих;
оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать модель поведения в воинском
коллективе;
знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его поддержании;
иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте;
классифицировать виды караулов и их предназначение;
знать смысл понятия «неприкосновенность часового»;
понимать обязанности часового и особенности применения оружия;
оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым к несению караульной службы .
Модуль № 8 «Строевая подготовка»:
иметь представление об основных положениях строевого устава;
знать и практически выполнять строевые приёмы на месте;
понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении;
знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием;
знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте;
знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в движении .
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»:
классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер безопасности;
знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием;
оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками минимизации рисков .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Основной формат организации внеурочных занятий по учебному курсу «НВП» — практические
занятия, отработка навыков тактических действий, строевая подготовка. Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» разработана с учётом рабочей программы
воспитания, что отражено в личностных планируемых результатах и обеспечивает реализацию
инвариантных модулей (ИМ) программы «Внеурочная
деятельность», «Организация предметнопространственной среды» и «Основные школьные дела».
9
№
Тема
Количество
часов
Модуль № 1 «Тактическая подготовка» (6 ч)
1
Основные виды тактических действий .
1
Организационно-штатная структура
мотострелкового отделения
2
Основы действий мотострелкового отделения в
2
обороне и наступлении
3
Действия мотострелкового отделения в разведке 2
4
Действия мотострелкового отделения в дозоре
1
Модуль № 2 «Огневая подготовка» (7 ч)
5
Виды, назначение и тактико-технические
1
характеристики стрелкового оружия и ручных
гранат Сухопутных войск
6
Общее устройство автомата Калашникова и
1
ручных гранат . Уход за стрелковым
оружием, его хранение и сбережение
7
Требования безопасности при обращении с
1
оружием и боеприпасами . Правила стрельбы из
стрелкового оружия и метания ручных гранат.
8
Выполнение упражнения начальных стрельб из
4
стрелкового оружия и упражнения
в метании учебно- имитационных ручных гранат
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи» (4 ч)
9
Основные образцы вооружения и военной
1
техники Сухопутных войск
10
Боевое применение беспилотных летательных
1
аппаратов (БПЛА)
11
Средства радиосвязи отделения (взвода)
1
12
Правила ведения переговоров на средствах связи 1
Модуль № 4 «Инженерная подготовка» (3 ч)
13
Оборудование позиции отделения .
1
Последовательность отрывки окопа для стрелка
14
Минно-взрывные инженерные заграждения
1
15
Инженерная разведка местности
1
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая
защита» (3 ч)
16
Оружие массового поражения . Ядерное,
1
химическое и биологическое оружие .
Зажигательные смеси
17
Средства индивидуальной и коллективной
2
защиты от оружия массового поражения .
Оказание первой помощи при поражении
ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)» (2 ч)
18
Оснащение для оказания первой помощи
1
раненым
19
Типы ранений и способы оказания первой само- 1
и взаимопомощи при них.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы» (4 ч)
20
Военнослужащие и взаимоотношения между
1
ними .
21
Общие обязанности и юридическая
1
ответственность военно- служащих
22
Внутренний порядок в подразделении .
1
Обязанности должностных лиц суточного
наряда по роте
10
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Программа воспитания
https://resh.edu.
ru/subject/lesson
/4983/
https://resh.edu.
ru/subject/lesson
/5835/
ИМ «Внеурочная
деятельность»
Реализация
воспитательного
потенциала в целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся.
ИМ «Основные
школьные дела».Участие
в общешкольных
мероприятиях, во
всероссийских акциях,
посвящённых значимым
событиям в России, мире
Общешкольные
праздники, ежегодные
творческие мероприятия,
связанные с
общероссийскими,
региональными
праздниками, памятными
датами, в которых
участвуют все классы;
торжественные
мероприятия, связанные с
завершением образования,
переходом на следующий
уровень образования,
символизирующие
приобретение новых
социальных статусов в
школе, обществе.
ИМ «Организация
предметнопространственной
среды».
Организация и
проведение церемоний
поднятия (спуска)
государственного флага
Российской Федерации.
Разработка , оформление,
поддержание,
использование в
воспитательном процессе
«мест гражданского
почитания» в помещениях
общеобразовательной
организации или на
прилегающей территории
для общественногражданского почитания
лиц, мест, событий в
истории России;
мемориалов воинской
славы, памятников,
памятных досок.
https://resh.edu.
ru/subject/lesson
/5834/
https://resh.edu.
ru/subject/lesson
/5474/
Организация и несение караульной службы .
1
Обязанности
должностных лиц караула
Модуль № 8 «Строевая подготовка» (4 ч)
25
Общие положения строевого устава . Строи
1
отделения .
Строевая стойка и повороты на месте .
Выполнение воинского приветствия на месте
25
Строевые приёмы в движении . Выход из строя и 1
возвращение в строй . Подход к начальнику и
отход от него
27
Строевые приёмы с оружием
1
28
Строевые приёмы без оружия на месте и в
1
движении в составе взвода
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы» (1 ч)
Основные мероприятия по обеспечению
безопасности военной службы
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
23
11