МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Климовская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» для 10-11 классов Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» является частью основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) МБОУ Климовская СОШ№2, разработана в соответствии с пунктом 18.2.2. ФГОС СОО на основе Федеральной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка», входит в вариативную часть плана внеурочной деятельности по направлению «Занятия, связанные с реализацией потребностей обучающихся в физическом, социальном развитии» и реализуется в 10 и 11 классах в 2023-2024 учебном году. Рабочая программа разработана учителем ОБЖ с использованием материалов сайта «Единое содержание общего образования» в соответствии с Положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по курсу внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка». Рабочая программа содержит следующие структурные элементы: -пояснительную записку; -общую характеристику и цели изучения курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»; -место курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» в плане внеурочной деятельности; -содержание курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»; -планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование, сформированное с учётом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР и определяющее формы организации внеурочной деятельности. Рабочая программа обсуждена на заседании ШМО учителей физкультурно-эстетически-технического цикла школы, принята решением педагогического совета (протокол №1 от 21.08.2023г.), утверждена приказом по МБОУ Климовской СОШ№2 №96 от 21.08.2023г. в качестве части содержания ООП СОО На основе данной программы учителем разрабатывается КТП в соответствии с Положением о календарно-тематическом планировании по учебному предмету, курсу, модулю. КТП рассматривается на заседании ШМО и согласуется с заместителем по УВР. Выписка из основной образовательной программы среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» для обучающихся 10-11 классов срок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), федеральной образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО). Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности нашей Родины и повышения боеспособности её вооружённых защитников . В этих условиях в системе военно-патриотического воспитания на первый план выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству и подготовки старшеклассников к честному выполнению воинского долга . Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военно-патриотического воспитания, наполнение её конкретным содержанием, обучение допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам, отвечающим актуальным потребностям и уровню развития современной Российской армии и соответствующим решаемым ею сегодня задачам . Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствие с требованиями новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования . Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, овладеть начальными элементами тактической, инженерной и технической подготовки, приобрести практические навыки обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях 1 радиационного, химического и биологического заражения местности, получить физическую и психологическую закалку позволит проведениекурса по программе внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» (далее — программа) . В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации при призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения Минобороны России, Россгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России . Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей про- граммы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» . На достижение этой цели направлены следующие задачи: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности . 2 . Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб . 3 . Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уста-вов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации . 4 . Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по кон- тракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в за- пасе . 5 . Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи . 6. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы . 7. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины . 8. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины . 9 . Способствовать формированию у обучающихся социальной активности . 10. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов . 11. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии офицера . 12. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. 13. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности . 14. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности . МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11 классов. В 2023-2024 учебном году запланировано проведение в 10 классе - 34 внеурочных занятия (1 час в неделю), в 11 классе -34 внеурочных занятий( 1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Модуль № 1 «Тактическая подготовка» Основы общевойскового боя . Основные виды боя: оборона, наступление . Понятие тактических действий .Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового отделения Сухопутных войск Российской Федерации . Задачи отделения в различных видах боя . Ознакомление с организационно-штатной структурой под- разделений иностранных армий (НАТО, КНР) . Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки . 2 Действия отделения в обороне . Способы перехода к обороне . Позиция отделения в обороне . Назначение ориентиров . Система огня отделения и сектора обстрела стрелков . Сигналы оповещения, управления и взаимодействия . Действия наблюдателя . Действия отделения в наступлении . Боевой порядок отделения в наступлении . Преодоления заграждений . Перебежки и переползания . Действия в составе боевых групп . Задачи отделения в разведке и способы их выполнения . Ориентирование на местности с использованием карты, компаса, местных предметов, а также современного навигационного оборудования . Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения . При- боры наблюдения . Выживание в особых условиях . Сигналы оповещения . Действия личного состава по тревоге . Получение оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки . Походный порядок взвода . Задачи и способы действий дозорного отделения и пеших дозорных . Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка местности . Модуль № 2 «Огневая подготовка» Вооружение мотострелкового отделения . Назначение и так- тико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия и ручных гранат . Перспективы развития современного стрелкового оружия . Назначение и устройство частей и механизмов автомата, па- тронов и принадлежностей . Принцип устройства и действие автоматики . Возможные задержки при стрельбе и их устранение . Порядок неполной разборки автомата Калашникова и сборки после неполной разборки . Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО . Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения . Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика . Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм решения . Способы ведения огня из автомата . Наводка оружия, сущность, виды и приёмы производства выстрела . Выбор момента выстрела . Изготовка для стрельбы из различных положений . Условия выполнения начальных стрельб . Занятие на учебно- тренировочных средствах . Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия . Действия со стрелковым оружием . Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний . Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи» Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных войск . Виды, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных образцов боевых машин Сухопутных войск (БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90) . Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем . Виды, предназначение, тактико-технические характеристики и общее устройство БПЛА . Ведение разведки местности с использованием БПЛА . Способы противодействия БПЛА противника . Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций . Подготовка радио- станции к работе, настройка частот (диапазонов) . Порядок ведения радиообмена . Особенности назначения позывных . Переход на запасные и резервные частоты . Меры по обману противника при ведении радиопереговоров по открытым каналам связи . Модуль № 4 «Инженерная подготовка» Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение . Заточка и правка инструмента . Порядок оборудования позиции отделения . Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа для стрелка . Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные заграждения . Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного и зарубежного производства . Средства разведки и разминирования . Особенности разведки дорог, мостов, зданий . Способы обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов . Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита» Понятие оружия массового поражения . История его развития, примеры применения . Его роль в современном бою . Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от них . Отравляющие вещества, их назначение и классификация . Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия . Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения . Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты . Использование их в положениях «походное», «наготове» и «боевое», подаваемые при этом команды . Сигналы оповещения о применении противником оружия массового поражения и порядок действий по ним . Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им . Правила поведения на заражённой местности . Назначение, устройство и порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД1 и войсковым прибором химической разведки (ВПХР) . Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)» Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи . Основные типы ранений на поле боя . Приёмы первой помощи . Остановка кровотечения . Наложение повязок . Иммобилизация конечностей . Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя . Штатные и подручные средства эвакуации раненых . Реанимационные мероприятия . 3 Модуль № 7 «Общевоинские уставы» Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих . Содержание воинской дисциплины . Правила взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их нарушение . Сущность единоначалия и приказа командира (начальника) . Воинские звания . Обязанности солдата (матроса) . Организация размещения и быта военнослужащих . Распре- деление времени и внутренний порядок . Состав и назначение суточного наряда . Обязанности дежурного и дневального по роте . Ответственность за нарушение порядка несения внутренней службы . Виды караулов . Назначение и состав караула . Подготовка караула . Неприкосновенность часового . Обязанности часового, порядок применения оружия . Модуль № 8 «Строевая подготовка» Строи и управление ими . Обязанности военнослужащих перед построением и в строю . Развёрнутый и походный строи от- деления (взвода) . Строевые приёмы на месте . Строевые приёмы в движении без оружия . Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй . Строевая стойка с оружием . Выполнение воинского приветствия с оружием . Строевые приёмы с оружием на месте (авто- матом) . Движение в походном строю . Перестроение взвода . Перемена направления движения . Выполнение воинского приветствия в движении . Ответ на приветствие в составе подразделения . Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы» Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой подготовки . Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения . ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения . Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, раз- вития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества . Гражданское воспитание: сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы; осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите Отечества; готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной безопасности государства; готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства . Патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Роди- ну и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота; ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обороны; сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу . Духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению норм международного гуманитарного права; 4 сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к безопасности общества и государства; ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества . Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой; понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций . Физическое воспитание: осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в случае необходимости; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; интерес к военно-прикладным видам спорта; осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью . Трудовое воспитание: готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; готовность к осознанному и ответственному соблюдению интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военно- требований безопасности в процессе военной службы; профессиональную деятельность; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни . Экологическое воспитание: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние при- родной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и раз- умного природопользования в процессе военной службы; активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение представлений о деятельности экологической направленности . Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития военной науки, современных представлений о воинской деятельности; понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военно-профессиональной деятельности в жизни общества и государства; способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях ведения боевых действий . МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка», должны отражать овладение универсальными учебными действиями . Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать; устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и противоречия; определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных действий; моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь; планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач . Базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военно-профессиональной сфере; владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения 5 различных учебных задач; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения учебных задач, связанных с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь . Работа с информацией: владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности; создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены . Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных ролей «начальник» — «под- чинённый»; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным . Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень . Самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению . Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; 6 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты . Принятие себя и других людей: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека . ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов . В период проведения учебных сборов обучающиеся получают ряд новых знаний, навыков и умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны мотивировать их к получению военноучётной специальности, способствовать быстрой адаптации к службе в Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной деятельности . Обучающиеся должны знать: героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской Федерации; историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции; структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации; назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении Сухопутных войск; порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия; основы оказания первой помощи на поле боя; боевые и технические характеристики основных образцов военной техники; основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки и связи; приёмы и правила выполнения действий солдата в бою; основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих; нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих . Обучающиеся должны иметь представление: о возможностях человеческого организма; о боевых и технических характеристиках боевой техники; об основах общевойскового боя; об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск; о порядке инженерного оборудования позиции отделения; об особенностях применения БПЛА на поле боя . Обучающиеся должны уметь: вести огонь из стрелкового оружия; выполнять строевые приёмы; правильно ориентироваться на местности; действовать на поле боя; оборудовать окоп для стрельбы лёжа; оказать первую помощь; пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен; демонстрировать физическую подготовку и военную вы- правку . Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их раскрытием для каждого модуля курса Модуль № 1 «Тактическая подготовка»: классифицировать основные виды тактических действий подразделений; иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в бою; характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий; выработать алгоритм действий в бою; знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении; владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении наблюдения, действовать по сигналам оповещения и управления; действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника, решать ситуационные 7 задачи; выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции, преодолевать заграждения; актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на местности; знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть приёмами выживания; классифицировать приборы наблюдения; владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником; обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества; решать ситуационные задачи; выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении противника, преодолении заражённого участка местности . Модуль № 2 «Огневая подготовка»: иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия; классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат; иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия; знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей, общее устройство ручных гранат; уверенно и безопасно обращаться с оружием; выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова; знать порядок подготовки к бою ручных гранат; знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием; самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности; владеть навыками прицеливания и производства выстрела; выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений; знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат; выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы из положения лёжа; выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных гранат . Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»: иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники, классифицировать виды боевых машин; знать основные тактико-технические характеристики боевых машин; иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА; знать алгоритм противодействия БПЛА противника; выполнять практические действия по управлению БПЛА; иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств связи; классифицировать средства связи отделения; иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе; знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций; знать основные требования к ведению радиопереговоров; иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров; выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению и ведению радиопереговоров . Модуль № 4 «Инженерная подготовка»: иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и окопа для стрелка; знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента; иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа; выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа; классифицировать типы мин; знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных мин; иметь представление о типах мин и порядке их установки; выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и противопехотных мин; знать демаскирующие признаки установки мин; иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов; выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием миноискателя, щупа, кошки . Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»: иметь представление о об оружии массового поражения; классифицировать виды ядерных взрывов; знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках применения отравляющих веществ и биологического оружия; уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения; 8 знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты; обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием; знать правила поведения на заражённой местности; выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите; уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля; знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической разведки; выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона . Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»: иметь представление о алгоритме оказания первой помощи; 6 знать состав и назначение средств оказания первой помощи; 6 классифицировать типы ранений; знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации конечностей, действий при отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении, перегревании и ожогах; выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечно-лёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения, наложение повязок, иммобилизация, психологическая поддержка); иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная); знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации; иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств эвакуации; выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя . Модуль № 7 «Общевоинские уставы»: знать права и обязанности военнослужащих; иметь представление о принципах единоначалия; уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих; оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать модель поведения в воинском коллективе; знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его поддержании; иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте; обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте; классифицировать виды караулов и их предназначение; знать смысл понятия «неприкосновенность часового»; понимать обязанности часового и особенности применения оружия; оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым к несению караульной службы . Модуль № 8 «Строевая подготовка»: иметь представление об основных положениях строевого устава; знать и практически выполнять строевые приёмы на месте; понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении; знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия; понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием; знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте; знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в движении . Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»: классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер безопасности; знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием; оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками минимизации рисков . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Основной формат организации внеурочных занятий по учебному курсу «НВП» — практические занятия, отработка навыков тактических действий, строевая подготовка. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» разработана с учётом рабочей программы воспитания, что отражено в личностных планируемых результатах и обеспечивает реализацию инвариантных модулей (ИМ) программы «Внеурочная деятельность», «Организация предметнопространственной среды» и «Основные школьные дела». 9 № Тема Количество часов Модуль № 1 «Тактическая подготовка» (6 ч) 1 Основные виды тактических действий . 1 Организационно-штатная структура мотострелкового отделения 2 Основы действий мотострелкового отделения в 2 обороне и наступлении 3 Действия мотострелкового отделения в разведке 2 4 Действия мотострелкового отделения в дозоре 1 Модуль № 2 «Огневая подготовка» (7 ч) 5 Виды, назначение и тактико-технические 1 характеристики стрелкового оружия и ручных гранат Сухопутных войск 6 Общее устройство автомата Калашникова и 1 ручных гранат . Уход за стрелковым оружием, его хранение и сбережение 7 Требования безопасности при обращении с 1 оружием и боеприпасами . Правила стрельбы из стрелкового оружия и метания ручных гранат. 8 Выполнение упражнения начальных стрельб из 4 стрелкового оружия и упражнения в метании учебно- имитационных ручных гранат Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи» (4 ч) 9 Основные образцы вооружения и военной 1 техники Сухопутных войск 10 Боевое применение беспилотных летательных 1 аппаратов (БПЛА) 11 Средства радиосвязи отделения (взвода) 1 12 Правила ведения переговоров на средствах связи 1 Модуль № 4 «Инженерная подготовка» (3 ч) 13 Оборудование позиции отделения . 1 Последовательность отрывки окопа для стрелка 14 Минно-взрывные инженерные заграждения 1 15 Инженерная разведка местности 1 Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита» (3 ч) 16 Оружие массового поражения . Ядерное, 1 химическое и биологическое оружие . Зажигательные смеси 17 Средства индивидуальной и коллективной 2 защиты от оружия массового поражения . Оказание первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)» (2 ч) 18 Оснащение для оказания первой помощи 1 раненым 19 Типы ранений и способы оказания первой само- 1 и взаимопомощи при них. Модуль № 7 «Общевоинские уставы» (4 ч) 20 Военнослужащие и взаимоотношения между 1 ними . 21 Общие обязанности и юридическая 1 ответственность военно- служащих 22 Внутренний порядок в подразделении . 1 Обязанности должностных лиц суточного наряда по роте 10 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Программа воспитания https://resh.edu. ru/subject/lesson /4983/ https://resh.edu. ru/subject/lesson /5835/ ИМ «Внеурочная деятельность» Реализация воспитательного потенциала в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. ИМ «Основные школьные дела».Участие в общешкольных мероприятиях, во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире Общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в школе, обществе. ИМ «Организация предметнопространственной среды». Организация и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации. Разработка , оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественногражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок. https://resh.edu. ru/subject/lesson /5834/ https://resh.edu. ru/subject/lesson /5474/ Организация и несение караульной службы . 1 Обязанности должностных лиц караула Модуль № 8 «Строевая подготовка» (4 ч) 25 Общие положения строевого устава . Строи 1 отделения . Строевая стойка и повороты на месте . Выполнение воинского приветствия на месте 25 Строевые приёмы в движении . Выход из строя и 1 возвращение в строй . Подход к начальнику и отход от него 27 Строевые приёмы с оружием 1 28 Строевые приёмы без оружия на месте и в 1 движении в составе взвода Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы» (1 ч) Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 23 11