ОПК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 30 имени Героя Советского Союза Ю.В Чибисова
Муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______ М.А Батюшина
Протокол ПС №1 от30.08.2023г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по направлению Основы Православной Культуры
6 класс

п Ахтырский 2023 г

Рабочая программа по основам православной культуры для 6 класса разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и содержания программы «Православная культура 6
классы» автора Л.Л. Шевченко, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение,
2019). Рабочая программа предназначена для обучающихся массовой школы и детей с
ОВЗ и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы
формирования универсальных учебных действий.
Данный курс является одним из модулей изучения духовно - нравственных
дисциплин, предложенных в концепции «Духовно - нравственное воспитание личности»,
на основе которой разрабатывается Федеральный государственный стандарт новой
духовно – нравственной образовательной области.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина
России», являющейся составной частью Федерального государственных образовательных
стандартов основного общего образования, направления организации духовно нравственного развития и воспитания учащихся определены следующим образом:
 приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной
самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
 обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
 воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального
общения, любви к Родине, семье, согражданам;
 интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
 формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических
ценностей как основы консолидации общества.
Продолжается разработка учебно-воспитательных задач:
 преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для
формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России
культурных ценностей;
 воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями,
осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в
своем поведении.
 передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как
средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа и изучение ОПК в 6 классе направлено на достижение следующей
цели: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через
приобщение к православной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного
развития личности.
Рабочая программа предполагает определённую специфику межпредметных связей,
которые просматриваются через взаимодействие православной культуры с предметами:
«Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской
этики», «Музыка», «История», «Обществознание».
Место предмета в учебном плане
Реализация программы идет через учебное пособие для общеобразовательных
школ:
Шевченко Л.Л "Православная культура". 6 год обучения. Кн.1, Кн. 2. - М., 2019.
разработанному в соответствии с Примерным содержанием образования "Православная
культура", представленным Министерством образования РФ.
Программа представляет методически оформленное в рамках культурологического
учебного курса изложение истории христианской культуры, раскрывающейся в рамках
содержательных линий, определенных Примерным содержанием по учебному предмету
«Православная культура». В программе разработаны следующие образовательные
линии:1. Православная христианская картина мира. 2. История православной религии и

культуры. 3. Письменная культура (православная словесность). 4. Православный образ
жизни. 5. Нравственная культура. 6. Художественная культура. 7. Православие –
традиционная религия русского народа.
Отбор содержания программы осуществлен на основе понимания смысла
православной культуры, данного в определении её понятий. В соответствии с этим
определены цель и задачи изучения предмета.
Общая тема: «Святая Русь (10-17 века)».
Культурологический характер отбора материала позволяет рассматривать основы
православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности
восприятия современного школьника.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа отводит 35
учебных часа для обязательного изучения ОПК в рамках реализации обязательной
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(ОДНКНР) в 6 а классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.
В конце каждой четверти проводятся повторительно-обобщающие уроки,
включающие самостоятельные или проверочные работы.
Формы текущего и итогового контроля вариативны, включая анкетирование,
тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, эссе, творческие работы и
рисунки и т. д.).
Цель: способствовать воспитанию духовности, уважению к прошлому, ценностям
отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с
материалом истории христианской
Церкви в житиях святых;
восстановлению
утраченного мировоззренческого, образовательного и воспитательного единства
образовательного процесса посредством возрождения интереса к православной
культурной традиции, народной мудрости. Показать детям как Православие, основная
культурообразующая религия России, повлияло на духовный облик русской нации.
Священное Писание и Предание формировали не только религиозное, но и обыденное
сознание, побуждали к осмыслению бытия в категориях добра и зла, истины и
заблуждения, правды и лжи, греха и праведности.
Задачи:1.Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной,
спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу, и познакомить
с его отражением в феноменах православной культуры;
2.Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений
христиан:
- к ближнему (по Евангелию: 1 этап – любовь к ним);
- отношения к Богу (Заповеди: как Бог повелел);
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с
«Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре,
изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со
ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены
через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.
Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и
умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане,
является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и
категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном
российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с
окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения
православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на
каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик,
используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе,
окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами
учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с
полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют
специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора,
необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. К наиболее
предпочтительным формам учебной деятельности отнесены: взаимные вопросы и задания
групп, беседа, интервью, беседа.
Формы организации учебного процесса и их сочетание: индивидуальные;
групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии оценивания результатов самостоятельных, проверочных работ
Каждое задание имеет максимально возможное количество баллов. Все полученные баллы
за выполнение контрольной работы складываются и переводятся в отметку.
Оценивание обучающихся производится по следующей системе:
«5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Критерии оценивания проектной работы обучающихся:
Написание творческой работы предполагает использование обучающимися всех учебнометодических материалов комплекса, а также проведение анализа событий и
формулирование выводов. Сообщения должны содержать отрывки или цитаты, на
основании которых обучающимися делаются выводы.
1. При использовании материалов учебного пособия, информационных источников с
анализом исследуемых событий – «хорошо».
2. При использовании большого числа информации, в том числе православной (сайтов,
книг и т.д.) с проведением исследования и обобщения событий, необходимых для
раскрытия темы, попыткой сформулировать вывод – «отлично».
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации

в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9.Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, в том числе к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения
Метапредметные
результаты,
включают
освоенные
обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие
в проектной деятельности. В основной школе продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества.
При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретённые
на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной
форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять тексты.
В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные

результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать

изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением

формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;

 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
11.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится в 6 классе (для использования в повседневной жизни и
обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать
содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Единобожие, БогТроица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его
духовная сопричасность к Богу и вещественная природа. Церковь Божия (народ Божий).
Христианская Церковь. Глава церкви. Соборность и апостольская преемственность
Христианской церкви. Боговоплощение. Богочеловек Иисус Христос. Искупление.
Спасение. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре.
Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному
миру на Земле.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношение, общее и существенные различия). Бог и Творение, мир сверхъестественный и
естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре.
Православие, инославие, иноверие. Ересь, раскол, секта.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Духовно-мировоззренческие основы
культуры. Православная христианская культура. Духовная сущность греха и его
последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества.
2. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»:
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать
содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное
Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Происхождение
религии. Жизнь первых христиан. Формирование православной культуры. Гонения на
христиан от иудеев и язычников. Установление Христианской государственности в
Римской империи. Православная культура Ромейской Империи (Византии). Вселенские
соборы Церкви. Православное просвещение славян. Крещение Руси. Образование папства
(латинства) как особой религии и организации. Перемещение центра христианской
цивилизации и культуры в Россию. Православная христианская религия и культура.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношения, общее и существенные различия). Вселенская церковь Христа и Поместные
православные церкви (патриархаты, митрополии, епископии).
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Ветхий
Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие – Благая весть. Апологеты.
3. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира»: Называть,
характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание,
описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Религиозная культура в
древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношение, общее и существенные различия). Мифология и религия. Язычество и
религия. Различные исторические эпохи.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Православная вера. Язычество.
4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная
словесность)»: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать,
раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Библия.
Составление церковно-славянской азбуки св. Кириллом и Мефодием. Особенности
церковно-славянского языка. Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре;
литературе, искусстве, нравах и обычаях народов мира. Православная литература.
Православная литература исторического и назидательного характера. Житийная литература.
Житие апостолов Андрея Первозванного. Жития Императора Константина и Императрицы
Елены. Житие преподобного Антония Великого. Жития русских святых: княгини Ольги,
князя Владимира, Феодосия Печерского, Андрея Рублёва, Александра Невского, Сергия
Радонежского, Димитрия Донского, Епифания Премудрого, Димитрия Ростовского, Тихона

Задонского, Патриарха Гермогена, Серафима Саровского и др. Писания Святых Отцов
Церкви. Русская православная литература: Поучение Владимира Мономаха. Сказание о
Борисе и Глебе. Русские летописи и летописцы, Нестор летописец. «Повесть временных
лет». Книга «Домострой». Письменная культура русских монастырей: Оптиной пустыни,
Глинской пустыни. Литературные описании паломнических путешествий. Православная
поэзия. Проповедь в православной культуре. Современная православная литература.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношения, общее и существенные различия). Сравнивать образ жизни православного и
не православного человека. Жизнь человека до принятия веры и после принятия веры.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Православный образ жизни (уклад жизни). Церковный народ как высший носитель
Истины и Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Значение монашества и
монастырей в развитии православной культуры. Православные обряды. Чудотворные
иконы, мироточивые иконы.
5. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: Называть,
характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание,
описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная этика. Система
нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи,
общества, народа. Христианские добродетели. Нравственные нормы почитания родителей,
предков. Нравственная культура православной семьи. Иисус Христос как нравственный
идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство.
Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью
со стороны ближних и Церкви.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношения, общее и существенные различия). Ветхий Завет в нравственном отношении
к Новому Завету. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение
личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли.
Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство
старших над младшими в православной культуре. Заповедь «не убий». Необходимость
противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и
здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные причины непослушания детей.
Христианские нравственные требования, понятие нравственного подвига. Достижимость
православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Православные
нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.
6.Авторские произведения православной музыкальной культуры. Храмовые
колокола. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги.
Первые печатные русские православные книги – Апостол, Часослов, Четьи-Минеи.
Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их
соотношения, общее и существенные различия). Особенности храмовой архитектуры в
Римской империи (Византии), других православных странах, в России.
Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли.
Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
Православное христианское понимание художественного творчества и его задач.
Православная культура в творчестве русских художников. Православные традиции в
художественной культуре народов России. Возрождение церковных традиций в
современной православной художественной культуре.
7. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный)
компонент образования». История развития православия в Ростовской области. Главные
святыни Ростовской области: монастыри, храмы, иконы. Празднование православных
праздников.

Содержание тем учебного курса:
Общая тема: «Святая Русь (10-17 века)».
Первые христиане на Руси. 2 час
Россия -наша Родина. Почему Русь- Россию именовали святой? Славяне- наши предки.
Добродушие, гостеприимство, доверчивость, мужество - черты характера славян.
Верования славян. Первые христиане на Руси. Крещение Руси. Литературные памятники
Древней Руси. О почитании святого князя Владимира – храмы, названные в его честь.
Первые святые Руси – князья Борис и Глеб.2 часа
Сыновья князя Владимира – святые братья-княжичи. Почему на Руси жития были
любимым чтением христиан? Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что
они прославлены? Мученики-страстотерпцы. Пример кротости и послушания. Как
почитали память Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых.
Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры.2 часа
Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний –
основатель монашества на Руси. Святой Феодосий Печерский. Его детские годы. Житие
преподобного Феодосия, составленное его матерью. Храмы и святыни Киево-Печерской
лавры. История создания церкви Успения Божией Матери.
Русские святые времен татарского нашествия. 2 часа
Беда приходит на Русь. Междоусобная вражда русских князей. Набеги кочевых племен.
Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор,
тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский. Преподобная
Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский.
Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. 3 часа
Как укреплялось русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Детские
годы святителя Петра. Значение служения митрополита Петра а возвышении Москвы.
Обычай крестного целования на Руси. Детские годы святителя Алексия. Заслуги святителя
в объединении князей вокруг Москвы. Духовная поэзия о святителях московских.
Избавление Руси от татарского ига. 2 час
Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского. Защитник
Отечества в наше время.
Преподобный Сергий Радонежский. 1 час
Игумен земли русской преподобный Сергий Радонежский. Построение церкви во имя
Троицы на Маковце. Смиренный чудотворец. Чему учил преподобный Сергий русских
князей. Защитники Отечества. Благословение князя Дмитрия Донского на битву. Что
защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на
Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. История чудотворных образов «Явление
святителя Николая князю Дмитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».
Рождество Христово. 1 час
Подготовка и проведения праздника
Духовная твердыня Беломорья.3 час
Соловецкий монастырь- духовная твердыня и военная крепость России. Святые и святыни
соловецкого острова Анзер: преподобный Елеазар, преподобный Иов; Свято-Троицкий и
Голгофо- Распятский скифы. Чудотворцы Соловецкие – Зосима, Савватий и Герман.
Ученики преподобного Сергия основываю монастыри на северных землях. Послушник
Кирилло-Белозерского монастыря – Савватий. Начало жизни святых Савватия и Германа
на пустынном острове. Святой Зосима. Чудесное видение ему церкви. Построение храма
во имя Преображения Господня.
Святой Нил Сорский и святой Иосиф Волоцкий 3 часа
О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Два пути монашеского
служения. Молитвенная помощь и материальная помощь людям. Внешне устройство

Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный
смысл жизни их устроителей.
Свирский чудотворец.2 часа
Какими подвигами прославился святой Александр Свирский? Почему дело молитвы
называют подвигом? В чем он заключается? Детские годы святого. Приветливость,
кротость, и послушание - христианские добродетели и качества души отрока. Явление
Святой Троицы преподобному Александру.
Чудотворная икона преподобного Александра из успенского собора Кремля. Святые
обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский.
Русские святые, Христа ради юродивые. 2 часа
Заповеди Блаженства – законы счастливой жизни. Почему христиане старались выполнять
заповеди? Выполнение заповедей - путь к спасению. Юродство - один из путей спасения.
Кто такой Христа ради юродивый: глупый, безумный или мудрый. Почему Христа ради
юродивых на Руси называли счастливыми.
Василий Блаженный. 1часа
Жизнь в Боге святого блаженного Василия. Богатство духовное – богатство материальное.
Богатство, которое приносил в дар Богу святой Василий. Святой Христа ради юродивый
Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери». История московского храма
Василия Блаженного.
Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит
Московский. 2 часа
Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской
власти. Её вмешательство в дела церковные.
Детские годы митрополита Филиппа (Феодора Колычева). Монашеский постриг и
игуменское служение в Соловецком монастыре. Как игумен благоукрашал святую
обитель. Церковные соборы. Опричнина. Филипп – митрополит Московский. Митрополит
Филиппа обличает царя Иоанна Грозного. Опала. Мученическая смерть.
Иконы, посвященные святителю.
Русские святые Смутного времени. 2 часа
Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало смутного времени на Руси
после смерти царя Бориса Годунова. Деятельность первых патриархов. Защитник русской
земли- святой патриарх Ермоген. Обычай крестного хода, возглавляемого царем и
Патриархом, из кремля в праздник Входа Господня в Иерусалим.
Исправление церковных книг. Патриарх Никон 2 часа
Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович романов и Патриарх
Никон. Строгие требования Патриарха Никона к благочестию людей. Отношения Церкви
и государства в представлении Патриарха Никона. Евангелие о Божественной и царской
власти. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между
царем и Патриархом. Образ Небесного Иерусалима в русской культуре. Храмы в честь
Воскресения Христова.
Экскурсия. Путешествия по святым местам родного края. 2 час
Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, диспуты,
обсуждения и др.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление,
использование мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование,
чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы,
составления маршрутов духовного краеведения, игры на тему нравственного выбора,
доклады и др.

Наименование
раздела

Тематическое планирование
Количес Содержание раздела учебного
тво
предмета
часов
(курса)

«Первые христиане
на Руси»

2

«Первые святые
Руси – князья Борис
и Глеб»
«Утверждение
христианской веры.
Святые КиевоПечерской лавры»

2

«Русские святые
времён татарского
нашествия»

2

«Святители
Московские
митрополиты Петр и
Алексий»
«Избавление Руси от
татарского Ига»

3

Рождественский
праздник

1

«Духовная твердыня
Беломорья»

3

«Святые Нил
Сорский и Иосиф
Волоцкий

3

2

3

Язычество. Первые христиане на
Руси. Княгиня Ольга. Крещение
Руси. Боярин Феодор и сын его
Иоанн. Викторина.

Характеристика
основных видов
универсальных
учебных
действий
обучающихся
Работа с
терминами,
словарем.
Просмотр
презентации.
Работа с текстом

Великомученик. Христианский
подвиг. Борис и Глеб. Соблюдение
заповедей.
Подвижник. Преподобный. Смысл
Просмотр
монашества. Первые монастыри
видеоролика,
на Руси. Святые Антоний и
работа с текстом
Феодосий Печерские. Агапит –
монах врач. Илья Муромец и
Нестор Летописец.
Святой благоверный.
Работа с
Христианский подвиг. Святые
библейским
благоверные князья Михаил
текстом,
Черниговский, Александр
сопоставление
Невский, Роман Рязанский,
подвига
Свято-Андроников монастырь,
Чтение жития
Чудов монастырь. Митрополиты
святых,
Московские Петр и Алексий.
самостоятельная
работа
Преподобный Сергий
Просмотр
Радонежский и святой
видеоролика,
благоверный князь Димитрий
работа с
Донской. Троице – Сергиева
текстами жития
лавра. Донской монастырь.
святых,
Чудотворные иконы.
сопоставление
образов святых,
самостоятельная
работа
Чудесное Рождение Христа
Выполнение
творческих
заданий,
прослушивание
музыки
Основание Соловецкого
Просмотр
монастыря. Роль монастыря в
отрывков
истории России. Чудотворцы
худ.фильма
Соловецкие – Зосима, Савватий и
«Остров»
Герман
Нестяжание. Целомудрие. Спор
Самостоятельна
Нила Сорского и Иосифа
я работа с
Волоцкого об отношении
текстом,

размышляют о
богатстве и
бескорыстии».
«Свирский
Чудотворец»
«Русские святые,
Христа ради
юродивые»

2
3

«Святые во времена
Московского
государства»
«Русские святые
Смутного времени
«Исправление
церковных книг.
Патриарх Никон»

2

День славянской
письменности.

1

Резерв. Путешествия
по святым местам
родного края

1

2
2

1
ИТОГО

монастырей к богатству. «Где
сокровище ваше, там будет и
сердце ваше»
Чудотворец. Святая Троица. Чудо.
Житие Александра Свирского.
Святой Филипп, митрополит
Московский, Иоанн Грозный.
Василий Блаженный. Христа ради
юродивые. Нищета духовная. Дух
сокрушенный.

характеристика
христианских
добродетелей
Чтение жития
святых
Просмотр
иллюстраций к
УМК,
составление
духовного
портрета Христа
ради юродивых.
Обсуждение.
Святой Филипп, митрополит
Беседа,
Московский
просмотр
презентации
Патриархи Иов, Ермоген, Филарет Работа с текстом
жития святых
Патриарх Никон. Никонианцы и
Беседа,
старообрядцы. Протопоп Аввакум.
обсуждение,
Раскол. Духовное Отечество.
работа с тестом
Ценности жизни христиан.
Святые Кирилл и Мефодий.
Подготовка
День славянской письменности.
краткосрочных
проектов.
Путешествия по святым местам
Экскурсия по
родного края.
святым местам
Багаевского
благочиния.
Рассказ, беседа,
прослушивание
пения
церковного
хора.
Повторительно-обобщающий урок

35

Календарно – тематическое планирование
Дата урока

04.09.2021

11.09.2021

Тема урока (тема
контрольных
практических,
лабораторных работ)
Язычество. Первые
христиане на Руси.
Княгиня Ольга.

Колво
часов

Основные виды
учебной
деятельности

Оборудование

Виды
контроля

1

Коллективный
просмотра
презентации.

ПК учителя,
взаимопров
мультимедий
ерка
ный проектор,
экран;

Крещение Руси.

1

Видеоряд.

Боярин Феодор и сын
его Иоанн.

Коллективный
просмотра
презентации.
Работа в группах,
индивидуальная
работа с текстом.
Викторина
Групповая работа
с текстом

18.09.2021

Первые святые Руси –
князья Борис и Глеб.

1

25.09.2021

Великомученик.
Христианский подвиг

1

02.10.2021

Утверждение
христианской веры.
Соблюдение
заповедей.
Святые КиевоПечерской лавры.

1

Работа в парах с
текстом

1

Коллективная
работа Беседа.
Опорная схема

16.10.2021

Русские святые
времен татарского
нашествия.

1

Беседа. Жития
святых

23.10.2021

Святой благоверный.
Христианский подвиг.

1

Беседа. Опорная
схема

06.11.2021

Святые благоверные
князья Михаил
Черниговский,
Александр Невский,
Роман Рязанский,
Свято-Андроников
монастырь,
Чудов монастырь
Митрополит
Московский Петр.

1

Сообщения
обучающихся

1

Сообщения
обучающихся

1

Презентация.

27.11.2021

Митрополит
Московский Алексий.

1

Беседа. Опорная
схема

04.11.2021

Преподобный Сергий
Радонежский и святой
благоверный князь

1

Коллективный
просмотр
презентации

09.10.2021

13.11.2021

20.11.2021

Основной
текст

Текущий

Основной
текст, словарь
основных
понятий
«Духовная
азбука»
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;
Основной
текст, словарь
основных
понятий
«Духовная
азбука»
Жития
святых,
музыкальное
сопровождени
е урока
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;

Самопрове
рка

Взаимопро
верка
Самопрове
рка

Текущий

Текущий

Взаимопро
верка

Взаимопро
верка
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;
Жития
святых,
музыкальное
сопровождени
е урока
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,

Текущий

Текущий

Самопрове
рка

11.12.2021

Димитрий Донской.
Троице – Сергиева
лавра.
Донской монастырь

1

Беседа. Опорная
схема

18.12.2021

Чудотворные иконы

1

Опорная схема

25.12.2021

Праздник Рождества
Христова

1

15.01.2021

Основание
Соловецкого
монастыря

1

Праздник,
творческие
работы
Беседа. Опорная
схема

22.01.2022

Роль монастыря в
истории России.
Чудотворцы
Соловецкие – Зосима,
Савватий и Герман
Нестяжание.
Целомудрие.
Спор Нила Сорского и
Иосифа Волоцкого об
отношении
монастырей к
богатству.
Спор Нила Сорского и
Иосифа Волоцкого об
отношении
монастырей к
богатству.
Чудотворец. Святая
Троица Чудо. Житие
Александра
Свирского.
Житие Александра
Свирского.
Русские святые,
Христа ради
юродиевые.

1

19.03.2022

02.04.2022

29.01.2022

05.02.2022
12.02.2022

19.02.2022

26.02.2022

05.03.2022
12.03.2022

1

1
1

Беседа. Опорная
схема
Беседа. Опорная
схема
Беседа. Опорная
схема
Презентация.
фильм

экран;
Жития
святых,
музыкальное
сопровождени
е урока
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;

Текущий

Текущий

Итоговый
Жития
святых,
музыкальное
сопровождени
е урока
Презентации
к уроку

Самопрове
рка

Взаимопро
верка
Текущий
Текущий

ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;

Взаимопро
верка

1

Беседа. Опорная
схема

Основной
текст

Взаимопро
верка

1

Беседа. Опорная
схема

Основной
текст

Текущий

1

Коллективный
просмотр
презентации

Самопрове
рка

Церковь
воинствующая

1

Самостоятельная
работа с текстом.

Василий Блаженный

1

Работа с житиями

ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;
Основной
текст, словарь
основных
понятий
«Духовная
азбука»
Основной

1

Текущий

09.04.2022

Церковь во времена
Московского
государства

1

святых
Опорная схема,
работа с текстом

16.04.2022

Святой Филипп,
митрополит
Московский

1

Работа с житиями
святых

23.04.2022

Патриархи Иов,
Ермоген, Филарет.

1

Беседа. Опорная
схема

30.04.2022

Роль патриархов в
Смутное время.

1

07.05.2022

Патриарх Никон.
Никонианцы и
старообрядцы.
Протопоп Аввакум.
Раскол. Духовное
Отечество. Ценности
жизни христиан
Святые Кирилл и
Мефодий. День
славянской
письменности.
Повторительнообобщающий урок
ИТОГО:

1

Работа с житиями
святых.
Самостоятельная
работа
Работа с житиями
святых

14.05.2022

21.05.2022

28.05.2022

текст
Основной
текст, словарь
основных
понятий
«Духовная
азбука»
ПК учителя,
мультимедий
ный проектор,
экран;
Основной
текст, словарь
основных
понятий
«Духовная
азбука»

Основной
самопровер
текст, словарь
ка
основных
понятий
«Духовная
азбука»

Работа с житиями
святых

1

Работа с житиями. ПК учителя,
Презентация.
мультимедий
Видеофильм
ный проектор,
экран;

35

Взаимопро
верка

Взаимопро
верка

1

1

Текущий

Взаимопро
верка
Итоговый

Проверочные работы:
Тест по теме: Крещение Руси (6 класс)
1. Кто из учеников Иисуса Христа, согласно Преданию, первым пришел на славянские земли
с проповедью христианского учения?
А)Петр б)Павел в)Андрей
2. Где на славянских территориях в первом веке был основан первый христианский храм?
А) на Урале б)на Севере в)в Крыму
3.Какое имя получил в крещении князь Аскольд?
А) Николай б)Василий в)Георгий
4. В каком году состоялся поход руссов на Константинополь, результатом которого стало
«Фотиево» крещение?
А) в 688 году б) в 866 году в) в 686 году
5. В честь какого святого освятили князья Аскольд и Дир первую построенную ими церковь
в Киеве?
А) Святителя Николая Чудотворца б) святого Георгия Победоносца
в) пророка Илии
6. Над могилой какого князя по повелению княгини Ольги был построен храм Святителя
Николая?
а) Аскольда б) Олега в) Игоря
7. Какие места России апостол Андрей Первозванный отметил крестами, указав их будущее
могущество
А) Новгород б) Валаам в) Киев г) Москва
8. Указать имена киевских князей, возглавивших военный поход на Константинополь,
результатом которого стало «Фотиево» крещение
А) Олег б) Аскольд в) Дир
9. В Х веке на Руси побывали миссионеры из разных стран. Каждый, проповедуя свою веру,
хвалил ее и уговаривал князя Владимира: «Прими закон наш!» Какое решение принял князь
Владимир, выслушав миссионеров из разных стран?
А) князь решил не принимать никакую веру;
Б) князь решил отправить своих послов в разные страны, чтобы они посмотрели, кто, как
служит Богу;
В) князь сделал выбор, потому что одному из миссионеров удалось убедить князя Владимира
в истинности своей веры
10. Кто был правой рукой князя Владимира во всех его начинаниях?
А) Фотий Б)Добрыня В)Путята
11. К кому сначала отправил послов князь Владимир?
А) к немцам Б) к грекам В) к магометанам
12. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение
А) Ярослав Б) Владимир В) Олег
13. В каком году произошло Крещение Руси?
А) 988г. Б)889г. В) 968г.
14. В каком городе крестился князь Владимир?
А) в Новгороде Б) в Киеве В) в Херсонесе
15. В каком соборе крестился князь Владимир?
А) в соборе Святого Василия Б) Благовещенском соборе
В) в соборе Святой Софии
16. Какое имя при крещении получил князь Владимир?
А) Владимир Б) Василий В) Иоанн
17. Какая улица Киева и сегодня своим названием напоминает о крещении киевлян?
А) Центральная Б) Владимирская В) Крещатик
18. Кто руководил крещением в Новгороде?
А) Добрыня Б) Путята В) Вышата
20

19. Сколько сыновей было у князя Владимира?
А) 10 Б) 11 В) 12
20. Какова судьба библиотеки Ярослава Мудрого первой библиотеки на Руси?
А) библиотека Ярослава Мудрого сгорела в пожаре Б) библиотека погибла во время
монголо-татарского нашествия В) судьба библиотеки Ярослава остается исторической
загадкой
Тесты по теме «Распространение христианского учения на территориях славянских
племён» 6 класс
Кто из учеников Иисуса Христа, согласно Преданию, первым пришел на славянские земли с
проповедью христианского учения?
 Андрей
 Петр
 Павел
Где на славянских территориях в первом веке был основан первый христианский храм?
 на Урале
 на Севере
 в Крыму
Какое имя получил в крещении князь Аскольд?
 Георгий
 Николай
 Егорий
 Василий
В каком году состоялся поход руссов на Константинополь, результатом которого стало
«Фотиево» крещение?
 в 686 году
 в 866 году
 в 868 году
 в 688 году
В честь какого святого освятили князья Аскольд и Дир первую построенную ими церковь в
Киеве?
 святого Георгия Победоносца
 пророка Илии
 Святителя Николая Чудотворца
Над могилой какого князя по повелению княгини Ольги был построен храм Святителя
Николая?
 Игоря
 Олега
 Аскольда
Какие места России апостол Андрей Первозванный отметил крестами, указав их будущее
могущество
 Новгород
 Санкт-Петербург
 Москва
 Валаам
 Киев
Указать имена киевских князей, возглавивших военный поход на Константинополь,
результатом которого стало «Фотиево» крещение
 Святослав
 Дир
21




Олег
Аскольд

Тесты по теме «Распространение христианского учения на территориях славянских
племён» 6 класс
Кто из учеников Иисуса Христа, согласно Преданию, первым пришел на славянские земли с
проповедью христианского учения?
 Андрей
 Петр
 Павел
Где на славянских территориях в первом веке был основан первый христианский храм?
 на Урале
 на Севере
 в Крыму
Какое имя получил в крещении князь Аскольд?
 Георгий
 Николай
 Егорий
 Василий
В каком году состоялся поход руссов на Константинополь, результатом которого стало
«Фотиево» крещение?
 в 686 году
 в 866 году
 в 868 году
 в 688 году
В честь какого святого освятили князья Аскольд и Дир первую построенную ими церковь в
Киеве?
 святого Георгия Победоносца
 пророка Илии
 Святителя Николая Чудотворца
Над могилой какого князя по повелению княгини Ольги был построен храм Святителя
Николая?
 Игоря
 Олега
 Аскольда
Какие места России апостол Андрей Первозванный отметил крестами, указав их будущее
могущество
 Новгород
 Санкт-Петербург
 Москва
 Валаам
 Киев
Указать имена киевских князей, возглавивших военный поход на Константинополь,
результатом которого стало «Фотиево» крещение
 Святослав
 Дир
 Олег
 Аскольд

22

Тесты по теме «Храмостроительство в новокрещенной Киевской Руси. Постройка и
освящение Десятинной церкви»» 6 класс
Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение
 Ярослав
 Олег
 Владимир
 Рюрик
В каком соборе крестился князь Владимир?
 соборе Святого Владимира
 соборе Святого Василия
 соборе Святой Софии
 Благовещенском соборе
В каком городе крестился князь Владимир?
 в Новгороде
 в Константинополе
 в Херсонесе
 в Киеве
О крещении населения какого города сохранилась пословица: «Путята мечом крестил, а
Добрыня огнем»?
 Славутича
 Суздаля
 Киева
 Новгорода
Из какого исторического источника приведен следующий фрагмент: «Сошлось там людей
без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь. Некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали
молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких
спасаемых душ»?
 Остромирово Евангелие
 «Русская Правда»
 «Слово о Законе и Благодати»
 «Повесть временных лет»
Кто руководил крещением в Новгороде?
 Владимир
 Добрыня
 Путята
 Вышата
Что означает фраза «...противен мне да будет»?
 противен до отвращения
 будет мне врагом
 пойдет против меня
Тесты по теме «Храмостроительство в новокрещенной Киевской Руси. Постройка и
освящение Десятинной церкви»» 6 класс
Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение
 Ярослав
 Олег
 Владимир
 Рюрик
В каком соборе крестился князь Владимир?
23

 соборе Святого Владимира
 соборе Святого Василия
 соборе Святой Софии
 Благовещенском соборе
В каком городе крестился князь Владимир?
 в Новгороде
 в Константинополе
 в Херсонесе
 в Киеве
О крещении населения какого города сохранилась пословица: «Путята мечом крестил, а
Добрыня огнем»?
 Славутича
 Суздаля
 Киева
 Новгорода
Из какого исторического источника приведен следующий фрагмент: «Сошлось там людей
без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь. Некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали
молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких
спасаемых душ»?
 Остромирово Евангелие
 «Русская Правда»
 «Слово о Законе и Благодати»
Тест по теме «Святители Московские митрополиты Петр и Алексий» -6 класс
1. На территории Московского Кремля стоит белокаменный собор, который на протяжении
веков являлся главным храмом Русской Православной Церкви. Здесь поставляли великих
князей, венчали на царство, короновали императоров, возводили в сан епископов,
митрополитов и патриархов; в нем покоятся мощи многих московских святителей. Этот храм
и поныне является патриаршим кафедральным собором. В честь какого праздника он
возведен?
А. Благовещения Пресвятой Богородицы
Б. Рождества Христова
В. Рождества Пресвятой Богородицы
Г. Успения Пресвятой Богородицы
2. Укажите слово, выпадающее из логического ряда:
А) Успенский, Архангельский, Сретенский, Благовещенский
Б) Минарет, колокольня, часовня, храм.
3.Осенью в день памяти Казанской иконы Божией Матери мы отмечаем
государственный праздник
А.День Конституции
Б. День согласия и примирения
В. День учителя
Г. День независимости
4. Митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву св.митр. Петром.
По его желанию был заложен и первый каменный храм Москвы- Успенский собор. Все
эти события произошли при великом князе…
А. св Александре Невском
24

Б.Иване Калите
В. Св. Дмитрии Донском
Г. Василии Дмитриевиче
5. В 14 в.великим князем Василием в Москву была перенесена икона Божией Матери
«Владимирская» из Успенского собора города
А.Иерусалима
Б.Владимира
В.Твери
Г.Киева
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного
предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических
традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание,
стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,
2008
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя:
5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,
2008
4. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие]:6 год обучения. – М.:
Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012
5. http://www.eroshka.ru
6. http://www.skaz.ru
7. http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
 Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиавозможности.
 Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический
элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе
учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».