ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Читательская грамотность» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373 . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ » В современном мире информационный поток столь велик, что умения осмысленно читать и обрабатывать полученную информацию несомненно важно. И не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Но, к сожалению, дети не слишком любят читать и тем самым снижается общекультурный уровень россиян. По наблюдениям доцента СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств И.И. Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, утрата детьми чувства языка. Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества. Поэтому чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения для этого и будет осуществлена внеурочная деятельность «Читательская грамотность». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Целями изучения внеурочной деятельности «читательская грамотность» на уровненачального общего образования являются: формирование условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; формирование владения техники чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; формирование знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; формирование духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: приобретение умений осмысливать цели чтения; овладеть умением выбирать вид чтения в зависимости от его цели; приобретение умений извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; приобретение умения определять основную и второстепенную информацию; приобретение умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; приобретение умение понимать и оценивать языковые средства массовой информации; воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению); совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение); сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать еѐ; обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность; развивать творческую читательскую деятельности учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.; способствовать развитию традиций семейного чтения; организовать подготовку к выполнению итоговых комплексных работ. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Читательская грамотность » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Данная программа предусматривает изучение вопросов отведено 33часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы) за 1 год при недельной нагрузке 1 час. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (33ч) читать вслух плавно по слогам и целыми словами; размышлять над содержанием текста; отвечать устно на вопросы; подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к тексту; обсуждать прочитанное; определять тему и главную мысль текста; восстанавливать последованность событий в произведении; пересказывать текст; характеризовать героя произведения; оценивать поступки героя произведения; объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст. 2 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч) отвечать устно на вопросы; подтверждать свой ответ примерами из текста; обсуждать прочитанное; задавать вопросы к тексту; определять тему и главную мысль текста; восстанавливать последовательность событий в произведения; составлять план текста; пересказать текст; характеризовать героя произведения; оценивать поступки героя произведения; сравнивать героев произведения; находить в тексте средства художественной выразительности; объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст. 3 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч) читать вслух и про себя правильно, сознательно и выразительно; предполагать по заголовку, имени автора, о чѐм будет текст; различать художественные произведения и научно-популярные, учебные тексты; отвечать на вопросу к тексту; подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным текстам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на текст; объяснять значение незнакомого слова с использованием словарей и интернета; составлять план пересказ; пересказывать текст; определять тему и главную мысль произведения; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями и чувствами героев. 4 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч) читать вслух и про себя правильно, сознательно и выразительно; предполагать по заголовку, имени автора, о чѐм будет текст; различать художественные произведения и научно-популярные, учебные тексты; читать выразительно наизусть стихотворные текста; отвечать на вопросы к тексту; подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным текстам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на текст; объяснять значение незнакомого слова с использованием словарей и интернета; пересказывать текст; характеризовать героя произведения; выражать сове отношение к героям произведения и их поступкам; участвовать в постановке произведения; обращаться к справочной литературе или интернету для получения дополнительной информации. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1-2 классы 3-4 классы Личностные результаты оценивает (как хорошие или плохие) эмоциональность; умение поступки людей, жизненные осознавать и определять ситуации с точки зрения (называть) свои эмоции; общепринятых норм и ценностей; эмпатия – умение осознавать эмоционально «проживает текст» , и определять эмоции других выражать свои эмоции; людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; понимает эмоции других людей, чувство прекрасного – умение сочувствует, сопереживает; воспринимать красоту высказывает своѐ отношение к природы, бережно относиться героям прочитанных произведений, ких ко всему живому; чувствовать поступкам. красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторыморального поведения 1-2 классы Метапредметные результаты Регулятивные УУД определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; учится высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учится работать по предложенному учителем плану; учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса 3-4 классы самостоятельно формулирует тему и цели занятия; составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем; работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями 1-2 классы Познавательные УУД ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты. 1-2 классы 3-4 классы вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями; осуществляет анализ и синтез; устанавливает причинноследственные связи; строит рассуждения. 3-4 классы Коммуникативные УУД оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушает и понимает речь других; выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок); договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи; высказывает и обосновывает свою точку зрения; слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; задает вопросы. Предметные результаты 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами); отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; пересказывает текст; составляет устный рассказ по осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами; понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст; выбирает наиболее точную формулировку самостоятельно прогнозиров ать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации , ключевым словам; самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит самостояте льно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаѐт вопросы автору по ходу чтения, прогнозир ует ответы, осуществляет самоконтр картинке; заучивает наизусть небольшие стихотворения; соотносит автора, название и героев прочитанных произведени й; различает рассказ и стихотворение главной мысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказывает текст; составляет устный рассказ о герое произведенияпо плану; размышляет о характере и поступках героя; различает народную и литературную (авторскую) сказку; соотносит автора, название и героев прочитанных произведений словарную работу; самостоятельно формулирует главную мысль текста; находит в тексте материал для характеристи ки героя; подробно и выборочно пересказывает текст; составляет рассказ – характеристику героя; высказываети аргументирует своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); оль; проводит словарную работу по ходу чтения); формулирует основную мысль; составляет простой и сложный план ; составляетуст. рассказ на материале прочитанного; имеет собственные читательские приоритет ы, уважительно относится к предпочте ниям других; самостоятельно дает характерис тику героя Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения (33 часа) № 1 Наименование разделов и тем программы Введение (3 часа) 2 Артикуляционные упражнения и оформление портфолио. (7 часов) 3 Подготовка к выразительному чтению. (14 часов) 4 5 Подготовка рассказа. (6 часов) Подготовка чтения по ролям и оформление портфолио. (3 часа) Виды деятельности Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в клубе «Читательская грамотность»? Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий клуба «Читательская грамотность» вызватьинтерес к данным занятиям. Содержание: каждое занятие вводит первоклассников в мир литературы и детских книг, развивает интерес к читательской деятельности. Оформление портфолио «будущий читатель», проведение ряда артикуляционных упражнений, а также инсценирование в группах русских народных сказок. Подготовка к выразительному чтению через стихотворения и сказки, использование чтения по ролям, а также пересказ по плану. Посещение библиотеки и подготовка к постановкам. Подготовка чтения по ролям и выразительному чтению. Оформление портфолио. Диагностика. 2 год обучения (34 часа) № 1. Наименование разделов и тем программы Вводный инструктаж по предмету. (1ч) 2. «Книгочей — любитель чтения» (9ч) 3. «Книги о твоих ровесниках» (10ч) 4. Крупицы народной мудрости. (7ч) 5. «Книги о тех, кто подарил нам жизнь» (4 ч) Виды деятельности Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в клубе «Читательская грамотность»? Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий клуба «Читательская грамотность» , вызватьинтерес к данным занятиям. Выразительное чтение русских и зарубежных сказок как «Берѐзка-красавица», «Откуда взялась река», «Жадный Ча» и т.д. После каждой сказки учащиеся выполняют тест. Чтение В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Книги о семье, маме, детях. Знакомство с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Литературная игра «По страницам учебника»: 6. Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. 3 год обучения (34 часа) № 1. Наименование разделов и тем программы Вводный инструктаж по предмету. (1ч) 2. История книги. Библиотеки (5 ч) 3. Книги о родной природе (3 ч) 4. Книги зарубежных писателей (4 ч) Виды деятельности Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в клубе «Читательская грамотность»? Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий клуба «Читательская грамотность» вызватьинтерес к данным занятиям. Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фѐдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. «Родные поэты» (оформление плаката). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в 5. Животные — герои детской литературы (7 ч) 6. Газеты и журналы для детей (5 ч) 7. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (5 ч) группах). Переводчики книг. Книги-сборники о животных. Структура книгисборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах) Волшебные сказки (народные и литературные): книгасборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная 8. «Книги, книги, книги…» (4 ч) внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». 4 год обучения (34 часа) № 1. Наименование разделов и тем программы Вводный инструктаж по предмету. (1ч) 2. Мифы народов мира (5ч) 3. «Книги, книги, книги…» (5ч) 4. Словари, справочники, энциклопедии (7ч) Виды деятельности Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в клубе «Читательская грамотность»? Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий клуба «Читательская грамотность» вызвать интерес к данным занятиям. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные. «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах справочниках. 5. Родные поэты (5ч) 6. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (6ч) 7. Крупицы народной мудрости (5 ч) Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм классе, о любимой книге. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения № п/ п 1 2 3 4 5 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема урока Количество часов Всего 1. Введение. (3 часа) Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности. 1 час Введение. Знакомство с библиотекой. 1 час Введение. Знакомство с книгами и учебниками. 1 час 2. Артикуляционные упражнения и оформление портфолио. (7 часов) Оформление портфолио «Будущий читатель». 1 час Оформление портфолио «Будущий читатель». Мои любимые литературные 1 час герои. Артикуляционные упражнения. Игра «Проделки Буквоеда» 1 час Артикуляционные упражнения. Игра «Мир в путешествие читателей» 1 час Артикуляционные упражнения. Инсценирование в группах русской 1 час народной сказки «Колобок» Артикуляционные упражнения. Инсценирование в группах русской 1 час народной сказки «Теремок» Игра «Угадай, кто я» Артикуляционные упражнения. 1 час 3. Подготовка к выразительному чтению. (14 часов) Групповой проект «Страна Читалия». 1 час Подготовка к выразительному чтению И. Токмаковой «Сентябрь» 1 час Подготовка к выразительному чтению З. Степанова «Что мы родиной 1 час зовѐм» Ненецкая сказка «Бурый и белый медведь» 1 час Дата изучения 15. Творческая работа «Придумывание своего финала к ненецкой сказке «Бурый 1 час и белый медведь» 16. Подготовка к чтение по ролям «Бурый и белый медведь» 1 час 17. Подготовка к чтение по ролям «Почему зелѐные ѐлки с сосной» 1 час 18. Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозелѐные растения» 1 час 19. Мини-исследование с использованием энциклопедий «Какие растения на 1 час планете вечнозелѐные?» 20. Подготовка к выразительному чтению Н.Сладкова «Рыцарь» 1 час 21. Подготовка к выразительному чтению В. Осеевой «Сторож» 1 час 22. Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» 1 час 23. Подготовка к выразительному чтению рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» 1 час 24. Пересказ рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» 1 час 4. Подготовка рассказа. (6 часов) 25. Рассказ Е. Пермяка «Кто». Готовимся к постановке рассказа. 1 час 26. Рассказ Е. Пермяка «Кто». Готовимся к постановке рассказа. 1 час 27. Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа. 1 час 28. Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа. 1 час 29 Экскурсия в библиотеку. Поиск словарей в каталоге. Поиск информации в 1 час словаре. 30. Экскурсия в библиотеку. Поиск словарей в каталоге. Поиск информации в словаре. 5. Подготовка чтения по ролям и оформление портфолио. (3 часа) 31. Рассказ Л. Каминского «Как Петя Ленился» 1 час 32. Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя Ленился» 1 час 33. Оформление портфолио. 1 час 2 год обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тема урока Всего 1. Введение. (1час) Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности. «Книгочей — любитель чтения» (9 часов) Выразительное чтение «Берѐзка-красавица». Тест. Выразительное чтение «Откуда взялась река». Тест. Выразительное чтение «Жадный Ча». Тест. Научно-познавательный текст «Дракон» Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». 10. Игра «Я — библиотекарь». 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Количество часов «Книги о твоих ровесниках» (10 часов) Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Чтение В. Осеевой. Чтение Е. Пермяка. Чтение В. Драгунского. Чтение Н. Носова. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы) Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Дата изучения 19. Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). 20. Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Крупицы народной мудрости. (7 часов) 21. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. 22. Путешествие по тропинкам фольклора. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1 час 1 час 1 час 1 час Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». 1 час Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». 1 час Конкурс «Чистоговорщики». 1 час Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). 1 час Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). 1 час «Книги о тех, кто подарил нам жизнь» (4 часа) Выставка книг о семье, маме, детях. 1 час Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, 1 час сказки, рассказы, колыбельные песни Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, 1 час сказки, рассказы, колыбельные песни Литературная игра «По страницам учебника» 1 час Защитникам Отечества посвящается (3 часа) Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. 1 час Былины и сказы о защитниках Отечества 1 час Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. 1 час 3 год обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Тема урока Количество часов Всего 1. Введение. (1час) Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности. 1 час 2. История книги. Библиотеки (5 часов) Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, 1 час легенды. Сказители, былинщики. Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фѐдоров. 1 час Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, 1 час абонемент и читальный зал. Культура читателя. 1 час Библиотечные каталоги и правила пользования ими. 1 час Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». 3. Книги о родной природе (3 часов) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание 1 час стихотворений, обмен мнениями. 8. «Родные поэты» (оформление плаката). 9. Проект «Краски и звуки стихов о природе». 1 час 4. Книги зарубежных писателей (4 часа) Ц. Топелиус. Библиографические справочники: отбор 1 час информации о зарубежных писателях. 10. 1 час Дата изучения 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Дж. Лондон. Библиографические справочники: отбор 1 час информации о зарубежных писателях. Э. Сетон-Томпсон. Библиографические справочники: отбор 1 час информации о зарубежных писателях. Дж. Чиарди. Библиографические справочники: отбор 1 час информации о зарубежных писателях. 5. Животные — герои детской литературы (7 часов) . Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, 1 час иллюстрация, название книги, тип книги. Выставка Книги-сборники о животных. 1 час Работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона 1 час «Бурый волк»: Отзыв о прочитанной книге. 1 час Художники-оформители книг о животных. 1 час Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов) 1 час Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов) 1 час 6. Газеты и журналы для детей (5 часов) 1 час Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», 1 час «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», 1 час «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Создание классной газеты или журнала (работа в группах) 1 час Создание классной газеты или журнала (работа в группах) 1 час 7. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (5 часов) Волшебные сказки (народные и литературные) 1 час Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка 1 час «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка 1 час «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» 1 час Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» 1 час 8. «Книги, книги, книги…» (4 часа) Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке 1 час Справочная литература. Энциклопедии для детей. 1 час Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. 1 час Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?». 1 час 4 год обучения № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Количество часов Всего 1. Введение. (1час) Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности. 1 час 2. Мифы народов мира (5часов) 1 час Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». 1 час 1 час 1 час Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». 1 час 3. «Книги, книги, книги…» (5ч) 7. Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые 1 час библиотеки. 8. Правила пользования библиотекой. Книга. Элементы книги. 1 час Справочный аппарат. 9. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа 1 час в группах). 10. Книги учебные, художественные, научно-популярные. 1 час 11. Книги учебные, художественные, научно-популярные. 1 час 4. Словари, справочники, энциклопедии (7ч) 12. «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, 1 час 6. Дата изучения 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, 1 час словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, 1 час словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей Игра-конкурс «Объясни слово». 1 час Справочники и энциклопедии. 1 час Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». 1 час Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и 1час нахождение ответов в книгах справочниках. 5. Родные поэты (5ч) Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура 1 час книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, 1 час М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, 1 час М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, 1 час М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». 1 час 6. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (6ч) Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о 1 час природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского 1 час «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского 1 час «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. определение жанра и темы. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского 1 час «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об 1 час А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм классе, о 1 час любимой книге. 7. Крупицы народной мудрости (5 ч) Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля» 1 час Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и 1 час Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и 1 час оформление постера (стенда) с собранными материалами. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор 1 час пословиц по теме, объяснение скрытого смысла. Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор 1 час пословиц по теме, объяснение скрытого смысла.