ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Читательская грамотность» составлена на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования,
утвержден приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №373 .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ »
В современном мире информационный поток столь велик, что умения
осмысленно читать и обрабатывать полученную информацию несомненно
важно. И не случайно Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного общего образования включают в
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров».
Но, к сожалению, дети не слишком любят читать и тем самым снижается
общекультурный уровень россиян. По наблюдениям доцента СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств И.И.
Тихомировой, сегодня мы можем наблюдать кризисную модель детского
чтения. Ее характерные черты:
детский читательский негативизм,
отказ от добровольного чтения серьезной литературы,
превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг,
утрата детьми чувства языка.
Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом,
пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и
развиваться, а также участвовать в жизни общества. Поэтому чтение следует
рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков
и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на
протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения для
этого и будет осуществлена внеурочная деятельность «Читательская
грамотность».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целями изучения внеурочной деятельности «читательская грамотность» на
уровненачального общего образования являются:
формирование условий для формирования читательской
компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности;
формирование владения техники чтения, приемами понимания
прочитанного и прослушанного произведения;
формирование знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
формирование духовной потребности в книге как средстве познания
мира и самопознания.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
приобретение умений осмысливать цели чтения;
овладеть умением выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
приобретение умений извлекать необходимую информацию из
прослушанных текстов различных жанров;
приобретение умения определять основную и второстепенную
информацию;
приобретение умения свободно ориентироваться и воспринимать
тексты художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей;
приобретение умение понимать и оценивать языковые средства
массовой информации;
воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как
источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний
(устойчивый и осознанный интерес к чтению);
совершенствовать читательские умения, необходимые для
квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как
базовым в системе образования младших школьников - смысловое
чтение);
сформировать первоначальные навыки работы с художественными,
учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги,
энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как
различными источниками информации; умения извлекать из текстов
интересную и полезную информацию; преобразовывать еѐ;
обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
способствовать освоению коммуникативной культуры: умению
высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать
свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
развивать творческую читательскую деятельности учащихся через
организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов,
проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;
способствовать развитию традиций семейного чтения;
организовать подготовку к выполнению итоговых комплексных работ.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Читательская грамотность » В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная программа предусматривает изучение вопросов отведено 33часа (1
класс), 34 часа (2-4 классы) за 1 год при недельной нагрузке 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (33ч)
читать вслух плавно по слогам и целыми словами;
размышлять над содержанием текста;
отвечать устно на вопросы;
подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к тексту;
обсуждать прочитанное;
определять тему и главную мысль текста;
восстанавливать последованность событий в произведении;
пересказывать текст;
характеризовать героя произведения;
оценивать поступки героя произведения;
объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.
2 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч)
отвечать устно на вопросы;
подтверждать свой ответ примерами из текста;
обсуждать прочитанное;
задавать вопросы к тексту;
определять тему и главную мысль текста;
восстанавливать последовательность событий в произведения;
составлять план текста;
пересказать текст;
характеризовать героя произведения;
оценивать поступки героя произведения;
сравнивать героев произведения;
находить в тексте средства художественной выразительности;
объяснять значение незнакомого слова, опираясь на текст.
3 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч)
читать вслух и про себя правильно, сознательно и выразительно;
предполагать по заголовку, имени автора, о чѐм будет текст;
различать художественные произведения и научно-популярные,
учебные тексты;
отвечать на вопросу к тексту;
подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным текстам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на текст;
объяснять значение незнакомого слова с использованием словарей и
интернета;
составлять план пересказ;
пересказывать текст;
определять тему и главную мысль произведения;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями и чувствами
героев.
4 класс – техническая сторона чтения. Смысловая часть чтения (34ч)
читать вслух и про себя правильно, сознательно и выразительно;
предполагать по заголовку, имени автора, о чѐм будет текст;
различать художественные произведения и научно-популярные,
учебные тексты;
читать выразительно наизусть стихотворные текста;
отвечать на вопросы к тексту;
подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным текстам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на текст;
объяснять значение незнакомого слова с использованием словарей и
интернета;
пересказывать текст;
характеризовать героя произведения;
выражать сове отношение к героям произведения и их поступкам;
участвовать в постановке произведения;
обращаться к справочной литературе или интернету для получения
дополнительной информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1-2 классы
3-4 классы
Личностные результаты
оценивает (как хорошие или плохие)
эмоциональность; умение
поступки людей, жизненные
осознавать и определять
ситуации с точки зрения
(называть) свои эмоции;
общепринятых норм и ценностей;
эмпатия – умение осознавать
эмоционально «проживает текст» ,
и определять эмоции других
выражать свои эмоции;
людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
понимает эмоции других людей,
чувство прекрасного – умение
сочувствует, сопереживает;
воспринимать красоту
высказывает своѐ отношение к
природы, бережно относиться
героям прочитанных произведений, ких
ко всему живому; чувствовать
поступкам.
красоту художественного
слова, стремиться к
совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к
Отечеству, его языку,
культуре, истории;
понимание ценности семьи,
чувства уважения,
благодарности,
ответственности по
отношению к своим близким;
интерес к чтению, к ведению
диалога с автором текста;
потребность в чтении;
наличие собственных
читательских приоритетов и
уважительное отношение к
предпочтениям других
людей;
ориентация в нравственном
содержании и смысле
поступков – своих и
окружающих людей;
этические чувства – совести,
вины, стыда – как
регуляторыморального
поведения
1-2 классы
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определяет и формулирует цель
собственной деятельности с
помощью учителя;
проговаривает последовательность
действий на уроке;
учится высказывать своѐ
предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией;
учится работать по предложенному
учителем плану;
учится совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную
оценкудеятельности класса
3-4 классы
самостоятельно формулирует
тему и цели занятия;
составляет план решения
учебной проблемы совместно
с учителем;
работает по плану, сверяя
свои действия с целью,
корректирует свою
деятельность;
в диалоге с учителем
вырабатывает критерии
оценки и определяет степень
успешности своей работы и
работы других в соответствии
с этими критериями
1-2 классы
Познавательные УУД
ориентируется в книге(на развороте,
в оглавлении, в условных
обозначениях);
находит ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делает выводы в результате
совместной работы учащихся и
учителя;
преобразовывает информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывает небольшие тексты.
1-2 классы
3-4 классы
вычитывает все виды
текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользуется разными видами
чтения: изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекает информацию,
представленную в разных
формах (сплошной текст;
несплошной текст –
иллюстрация, таблица,
схема);
перерабатывает и
преобразовывает
информацию из одной
формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользуется словарями,
справочниками,
инциклопедиями;
осуществляет анализ и
синтез;
устанавливает причинноследственные связи;
строит рассуждения.
3-4 классы
Коммуникативные УУД
оформляет свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне
предложения или небольшого
текста);
слушает и понимает речь других;
выразительно читает и пересказывает
текст (его отрывок);
договаривается с одноклассниками
совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
учится работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
оформляет свои мысли в
устной и письменной форме с
учѐтом речевой ситуации;
адекватно использует
речевые средства для
решения различных
коммуникативных задач;
владеет монологической и
диалогической формами
речи;
высказывает и обосновывает
свою точку зрения;
слушает и слышит других,
пытается принимать иную
точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку
зрения;
договаривается и приходит к
общему решению в
совместной деятельности;
задает вопросы.
Предметные результаты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
осмысленно,
правильно
читает (переход
на чтение
целыми
словами);
отвечает на
вопросы
учителя по
содержанию
прочитанного;
пересказывает
текст;
составляет
устный
рассказ по
осознанно,
правильно,
выразительно
читает целыми
словами;
понимает
смысл
заглавия
произведения;
самостоятельно
озаглавливает
текст;
выбирает
наиболее
точную
формулировку
самостоятельно
прогнозиров ать
содержание
текста по
заглавию,
фамилии
автора,
иллюстрации
, ключевым
словам;
самостоятельно
читает про себя
незнакомый
текст, проводит
самостояте
льно
осваивает
незнакомый
текст (читает
про себя,
задаѐт
вопросы
автору по
ходу чтения,
прогнозир ует
ответы,
осуществляет
самоконтр
картинке;
заучивает
наизусть
небольшие
стихотворения;
соотносит
автора,
название и героев
прочитанных
произведени й;
различает
рассказ и
стихотворение
главной
мысли из ряда
данных; подробно
и выборочно
пересказывает
текст;
составляет
устный рассказ
о герое
произведенияпо
плану;
размышляет о
характере и
поступках героя;
различает
народную и
литературную
(авторскую)
сказку;
соотносит
автора,
название и героев
прочитанных
произведений
словарную
работу;
самостоятельно
формулирует
главную
мысль
текста;
находит в
тексте
материал
для
характеристи ки
героя;
подробно и
выборочно
пересказывает
текст;
составляет рассказ
– характеристику
героя;
высказываети
аргументирует
своѐ отношение к
прочитанному, в
том
числе к
художественной
стороне текста
(что понравилось
из
прочитанного и
почему);
оль; проводит
словарную
работу по ходу
чтения);
формулирует
основную
мысль;
составляет
простой и
сложный план ;
составляетуст.
рассказ
на
материале
прочитанного;
имеет
собственные
читательские
приоритет ы,
уважительно
относится к
предпочте ниям
других;
самостоятельно
дает характерис
тику героя
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою
и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение —
письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с
выдающимися произведениями классической и современной
отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных
интересов и познавательных потребностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения (33 часа)
№
1
Наименование разделов и тем программы
Введение (3 часа)
2
Артикуляционные упражнения и оформление
портфолио. (7 часов)
3
Подготовка к выразительному чтению. (14 часов)
4
5
Подготовка рассказа. (6 часов)
Подготовка чтения по ролям и оформление
портфолио. (3 часа)
Виды деятельности
Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в
клубе «Читательская грамотность»?
Задачи: познакомить учащихся с содержанием
занятий клуба «Читательская грамотность»
вызватьинтерес к данным занятиям.
Содержание: каждое занятие вводит первоклассников
в мир литературы и детских книг, развивает интерес к
читательской деятельности.
Оформление портфолио «будущий читатель»,
проведение ряда артикуляционных упражнений, а
также инсценирование в группах русских народных
сказок.
Подготовка к выразительному чтению через
стихотворения и сказки, использование чтения по
ролям, а также пересказ по плану.
Посещение библиотеки и подготовка к постановкам.
Подготовка чтения по ролям и выразительному
чтению. Оформление портфолио. Диагностика.
2 год обучения (34 часа)
№
1.
Наименование разделов и тем программы
Вводный инструктаж по предмету. (1ч)
2.
«Книгочей — любитель чтения» (9ч)
3.
«Книги о твоих ровесниках» (10ч)
4.
Крупицы народной мудрости. (7ч)
5.
«Книги о тех, кто подарил нам жизнь» (4 ч)
Виды деятельности
Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в
клубе «Читательская грамотность»?
Задачи: познакомить учащихся с содержанием
занятий клуба «Читательская грамотность» ,
вызватьинтерес к данным занятиям.
Выразительное чтение русских и зарубежных сказок
как «Берѐзка-красавица», «Откуда взялась река»,
«Жадный Ча» и т.д. После каждой сказки учащиеся
выполняют тест.
Чтение В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н.
Носова и других детских писателей.
Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов.
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в
группах).
Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в
группах).
Книги о семье, маме, детях. Знакомство с жанрами
произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Литературная
игра «По страницам учебника»:
6.
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину..
Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках
Отечества.
3 год обучения (34 часа)
№
1.
Наименование разделов и тем программы
Вводный инструктаж по предмету. (1ч)
2.
История книги. Библиотеки (5 ч)
3.
Книги о родной природе (3 ч)
4.
Книги зарубежных писателей (4 ч)
Виды деятельности
Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в
клубе «Читательская грамотность»?
Задачи: познакомить учащихся с содержанием
занятий клуба «Читательская грамотность»
вызватьинтерес к данным занятиям.
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы,
легенды. Сказители, былинщики.
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван
Фѐдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в
библиотеку, абонемент и читальный зал.
Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими.
Каталожная карточка.
Игра «Обслужи одноклассников».
Сборники стихотворений о родной природе.
Слушание стихотворений, обмен мнениями.
«Родные поэты» (оформление плаката).
Проект «Краски и звуки стихов о природе».
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж.
Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа.
Список книг зарубежных писателей для
детей. Библиографические справочники: отбор
информации о зарубежных писателях (работа в
5.
Животные — герои детской литературы (7 ч)
6.
Газеты и журналы для детей (5 ч)
7.
По дорогам сказок. Сказки народные и
литературные (5 ч)
группах). Переводчики книг.
Книги-сборники о животных. Структура книгисборника: титульный лист, аннотация,
иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю»
или Дж. Лондона «Бурый волк»:
оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс
отзывов)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы.
Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка»,
«Костѐр», «Пять углов», «Чудеса
планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская
газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в
группах)
Волшебные сказки (народные и литературные): книгасборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок
«На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная
сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная
8.
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
внучка». Рассматривание и сравнение
книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»
Книги, их типы и виды. Практическая работа в
библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о
книгах?».
4 год обучения (34 часа)
№
1.
Наименование разделов и тем программы
Вводный инструктаж по предмету. (1ч)
2.
Мифы народов мира (5ч)
3.
«Книги, книги, книги…» (5ч)
4.
Словари, справочники, энциклопедии (7ч)
Виды деятельности
Вводная беседа: «Что мы будем делать на занятиях в
клубе «Читательская грамотность»?
Задачи: познакомить учащихся с содержанием занятий
клуба «Читательская грамотность» вызвать интерес к
данным занятиям.
Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, китайские и т. д.
Выставка книг.
Работа с системным каталогом.
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги
стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые
библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Книга. Элементы
книги. Справочный аппарат. Классификация книг по
структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
Книги учебные, художественные, научно-популярные.
«Хранители слов» — словари: орфографический,
толковый, словарь синонимов, этимологический.
Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия
«Что такое? Кто такой?».
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов
и нахождение ответов в книгах справочниках.
5.
Родные поэты (5ч)
6.
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (6ч)
7.
Крупицы народной мудрости (5 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе.
Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.
Никитина, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о
природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К.
Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение,
выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна
«Воспоминания об А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм
классе, о любимой книге.
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская
земля».
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов
приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и
оформление постера (стенда) с собранными
материалами.
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники,
энциклопедии).
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор
пословиц по теме, объяснение
скрытого смысла.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема урока
Количество часов
Всего
1. Введение. (3 часа)
Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности.
1 час
Введение. Знакомство с библиотекой.
1 час
Введение. Знакомство с книгами и учебниками.
1 час
2. Артикуляционные упражнения и оформление портфолио. (7 часов)
Оформление портфолио «Будущий читатель».
1 час
Оформление портфолио «Будущий читатель». Мои любимые литературные
1 час
герои.
Артикуляционные упражнения. Игра «Проделки Буквоеда»
1 час
Артикуляционные упражнения. Игра «Мир в путешествие читателей»
1 час
Артикуляционные упражнения. Инсценирование в группах русской
1 час
народной сказки «Колобок»
Артикуляционные упражнения. Инсценирование в группах русской
1 час
народной сказки «Теремок»
Игра «Угадай, кто я» Артикуляционные упражнения.
1 час
3. Подготовка к выразительному чтению. (14 часов)
Групповой проект «Страна Читалия».
1 час
Подготовка к выразительному чтению И. Токмаковой «Сентябрь»
1 час
Подготовка к выразительному чтению З. Степанова «Что мы родиной
1 час
зовѐм»
Ненецкая сказка «Бурый и белый медведь»
1 час
Дата
изучения
15. Творческая работа «Придумывание своего финала к ненецкой сказке «Бурый 1 час
и белый медведь»
16. Подготовка к чтение по ролям «Бурый и белый медведь»
1 час
17. Подготовка к чтение по ролям «Почему зелѐные ѐлки с сосной»
1 час
18. Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозелѐные растения»
1 час
19. Мини-исследование с использованием энциклопедий «Какие растения на
1 час
планете вечнозелѐные?»
20. Подготовка к выразительному чтению Н.Сладкова «Рыцарь»
1 час
21. Подготовка к выразительному чтению В. Осеевой «Сторож»
1 час
22. Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
1 час
23. Подготовка к выразительному чтению рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» 1 час
24. Пересказ рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»
1 час
4. Подготовка рассказа. (6 часов)
25. Рассказ Е. Пермяка «Кто». Готовимся к постановке рассказа.
1 час
26. Рассказ Е. Пермяка «Кто». Готовимся к постановке рассказа.
1 час
27. Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа.
1 час
28. Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа.
1 час
29 Экскурсия в библиотеку. Поиск словарей в каталоге. Поиск информации в
1 час
словаре.
30. Экскурсия в библиотеку. Поиск словарей в каталоге. Поиск информации в
словаре.
5. Подготовка чтения по ролям и оформление портфолио. (3 часа)
31. Рассказ Л. Каминского «Как Петя Ленился»
1 час
32. Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя Ленился»
1 час
33. Оформление портфолио.
1 час
2 год обучения
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема урока
Всего
1. Введение. (1час)
Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности.
«Книгочей — любитель чтения» (9 часов)
Выразительное чтение «Берѐзка-красавица». Тест.
Выразительное чтение «Откуда взялась река». Тест.
Выразительное чтение «Жадный Ча». Тест.
Научно-познавательный текст «Дракон»
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного
каталога
Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
10. Игра «Я — библиотекарь».
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Количество часов
«Книги о твоих ровесниках» (10 часов)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Чтение В. Осеевой.
Чтение Е. Пермяка.
Чтение В. Драгунского.
Чтение Н. Носова.
Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы)
Конкурс кроссворд «Имена героев детских книг».
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Дата
изучения
19. Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
20. Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных
эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. (7 часов)
21. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
22. Путешествие по тропинкам фольклора.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1 час
1 час
1 час
1 час
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
1 час
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
1 час
Конкурс «Чистоговорщики».
1 час
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
1 час
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
1 час
«Книги о тех, кто подарил нам жизнь» (4 часа)
Выставка книг о семье, маме, детях.
1 час
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
1 час
сказки, рассказы, колыбельные песни
Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
1 час
сказки, рассказы, колыбельные песни
Литературная игра «По страницам учебника»
1 час
Защитникам Отечества посвящается (3 часа)
Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину.
1 час
Былины и сказы о защитниках Отечества
1 час
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
1 час
3 год обучения
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема урока
Количество часов
Всего
1. Введение. (1час)
Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности.
1 час
2. История книги. Библиотеки (5 часов)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы,
1 час
легенды. Сказители, былинщики.
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фѐдоров. 1 час
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, 1 час
абонемент и читальный зал.
Культура читателя.
1 час
Библиотечные каталоги и правила пользования ими.
1 час
Каталожная карточка.
Игра «Обслужи одноклассников».
3. Книги о родной природе (3 часов)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание
1 час
стихотворений, обмен мнениями.
8.
«Родные поэты» (оформление плаката).
9.
Проект «Краски и звуки стихов о природе».
1 час
4. Книги зарубежных писателей (4 часа)
Ц. Топелиус. Библиографические справочники: отбор
1 час
информации о зарубежных писателях.
10.
1 час
Дата
изучения
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Дж. Лондон. Библиографические справочники: отбор
1 час
информации о зарубежных писателях.
Э. Сетон-Томпсон. Библиографические справочники: отбор
1 час
информации о зарубежных писателях.
Дж. Чиарди. Библиографические справочники: отбор
1 час
информации о зарубежных писателях.
5. Животные — герои детской литературы (7 часов)
. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация,
1 час
иллюстрация, название книги, тип книги.
Выставка Книги-сборники о животных.
1 час
Работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона
1 час
«Бурый волк»:
Отзыв о прочитанной книге.
1 час
Художники-оформители книг о животных.
1 час
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов)
1 час
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов)
1 час
6. Газеты и журналы для детей (5 часов)
1 час
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура
газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», 1 час
«Пять углов», «Чудеса
планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костѐр», 1 час
«Пять углов», «Чудеса
планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Создание классной газеты или журнала (работа в группах)
1 час
Создание классной газеты или журнала (работа в группах)
1 час
7. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (5 часов)
Волшебные сказки (народные и литературные)
1 час
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка
1 час
«Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка
1 час
«Дочь-семилетка», братья Гримм
«Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка».
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»
1 час
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы»
1 час
8. «Книги, книги, книги…» (4 часа)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке
1 час
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
1 час
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене.
1 час
Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
1 час
4 год обучения
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
Тема урока
Количество часов
Всего
1. Введение. (1час)
Введение. Цели, задачи внеурочной деятельности.
1 час
2. Мифы народов мира (5часов)
1 час
Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Книги с мифами народов мира: древнерусские,
древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
1 час
1 час
1 час
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
1 час
3. «Книги, книги, книги…» (5ч)
7. Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые
1 час
библиотеки.
8. Правила пользования библиотекой. Книга. Элементы книги.
1 час
Справочный аппарат.
9. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа 1 час
в группах).
10. Книги учебные, художественные, научно-популярные.
1 час
11. Книги учебные, художественные, научно-популярные.
1 час
4. Словари, справочники, энциклопедии (7ч)
12. «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый,
1 час
6.
Дата
изучения
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый,
1 час
словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый,
1 час
словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей
Игра-конкурс «Объясни слово».
1 час
Справочники и энциклопедии.
1 час
Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
1 час
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и
1час
нахождение ответов в книгах справочниках.
5. Родные поэты (5ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура 1 час
книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
1 час
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
1 час
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
1 час
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, И. Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
1 час
6. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (6ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о
1 час
природе, людях, событиях.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского
1 час
«Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации,
определение жанра и темы.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского
1 час
«Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации,
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
определение жанра и темы.
Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского
1 час
«Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации,
определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об 1 час
А.П. Чехове».
Творческая работа: очерк о своѐм городе, о своѐм классе, о
1 час
любимой книге.
7. Крупицы народной мудрости (5 ч)
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»
1 час
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и
1 час
Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов
приказывает армии переплыть море».
Сбор дополнительной информации о героях России и
1 час
оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор
1 час
пословиц по теме, объяснение
скрытого смысла.
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор
1 час
пословиц по теме, объяснение
скрытого смысла.