Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Продолжительность 4 года. 1 год рассчитан на 33 часа. Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребѐнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Разговор о профессиях» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи программы: − познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; − развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; − содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какойлибо профессией; − формировать положительное отношение к труду и людям труда. При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности. Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребѐнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Основные принципы реализации программы: − принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; − принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; − научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; − систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. − принцип наглядности; − принцип личностной ориентации; − принцип практической направленности; − принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Планируемые результаты освоения программы В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: − когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; − мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; − поведенческие – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Разговор о профессиях» – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: − учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала; − учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку формирования этих деятельности действий класса служит на уроке. технология Средством оценивания образовательных достижений (учебных успехов); Познавательные УУД: − перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; − преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков); Коммуникативные УУД: − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); − совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; − учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Личностные результаты изучения курса: 1. Гражданско-патриотическое воспитание: – становление ценностного отношения к своей Родине – России; – осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; – сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны; – уважение к своему и другим народам; – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов; 2. Духовно-нравственное воспитание: – признание индивидуальности каждого человека; – проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; – неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; – умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3. Эстетическое воспитание: – уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); – бережное отношение к физическому и психическому здоровью – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 5. Трудовое воспитание: – осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 6. Экологическое воспитание: – бережное отношение к природе; – неприятие действий, приносящих ей вред – осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение еѐ природы; – интерес к познанию мира природы; – потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; – осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; – преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости; – экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 7. Формирование представлений о ценности научного познания: – формулировать жизненную ситуацию на языке математики; –применять математические понятия, факты, процедуры размышления; –интерпретировать, использовать и оценивать интересы, активность, математические результаты; – познавательные инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Критерии успешности прохождения программы Высокий уровень – умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей. Средний уровень – умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей. Низкий уровень – умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Формы контроля 1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. 2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – по теме: «Кем и каким я хочу стать» Содержание программы 1 класс (33 ч.) Занятие 1. Зачем человек трудится? Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Занятие 2. Какие профессии ты знаешь? Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Минирассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!». Занятие 3. Мир интересных профессий Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Занятие 4. Чем пахнут ремесла? Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? Занятие 5. Кем я хочу стать? Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» Занятие 6. Профессия – учитель. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа». Занятие 7. Профессия –библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. Занятие 8-9. Профессия – продавец. Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» Занятие 10-11. Профессия – парикмахер. Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую. Занятие 12-13. Профессия – повар. Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Занятие 14-15. Профессия – почтальон. Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. Занятие 16-17. Профессия – врач. Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Занятие 18-19. Профессия – художник. Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник». Занятие 20. Организационное занятие. Предъявление заданий группам. Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. Занятие 21-22. Представление мини-проектов на буквы А-Д. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д. Занятие 23. Представление мини-проектов на буквы Е-К. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К. Занятие 24-25. Представление мини-проектов на буквы Л-Р. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р. Занятие 26-27. Представление мини-проектов на буквы С-Я. Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я. Занятие 28. Оформление результатов проекта. Создание папки «Азбука профессий». Занятие 29-30. Кем работают мои родители? Защита мини-проектов «Профессия моих родителей». Занятие 31. Встреча с родителями. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?». Занятие 32. Викторина «Что мы узнали?» Разминка. Викторина «Что мы узнали?». Занятие 33. Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Праздник для родителей и детей «Все профессии важны, все профессии нужны!» 2 класс (33 ч.) Занятие 1. Мы построим новый дом. Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором. Занятие 2. Кто такой - дизайнер. Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером» Занятие 3. Самый классный - классный уголок. Оформление классного уголка. Творческий проект. Занятие 4. Как составить букет Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». Занятие 5. Фигурки из цветов. Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа. Занятие 6. Кто такой скульптор Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность. Занятие 7. Лепка из глины Работа с глиной. Занятие 8. Маленькие фея. Как придумать аромат Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?» Занятие 9. Кто шьѐт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье. Занятие 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед. Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Занятие 11. Моя мама - парикмахер Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чѐлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причѐски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик» Занятие 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Знакомство с профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам» Занятие 13. Кто украшает книжку. Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?» Занятие 14. Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович. Занятие 15. Кто рисует картины Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художникмультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса. Занятие 16. Художники - детям Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников Занятие 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижѐр - руководитель оркестра или хора, инструменталист. Занятие 18. Кто сочиняет музыку Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. Занятие 19. Композиторы – детям Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина. Занятие 20. Чем занимается дирижѐр. Оркестр. Волшебная палочка дирижѐра. Знакомство с профессией дирижѐра. Занятие 21. Как стать писателем. Проба пера Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры. Занятие 22. Писатели – детям Знакомство с творчеством русских писателей. Занятие 23. Как рождаются стихи. Про поэтов. Описание профессии поэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д. Занятие 24. Поэты – детям Знакомство с творчеством советских, российских поэтов. Занятие 25. Профессия - режиссѐр Профессия – режиссер. Близкие профессии: актѐры, операторы, звукорежиссѐр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий. Занятие 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу. Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаѐт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2-го класса). Знакомство с особенностями пьесы. Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Занятие 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость Занятие 28 Кто придумывает танцы Описание профессии хореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д. Занятие 29 «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества Знакомство с творчеством танцевального коллектива «Самоцветы». Занятие 30 Кто пишет статьи в газету. Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм. Занятие 31 Репортаж с места событий Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учѐбы Занятие 32 Что делает фотограф. Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения. Беседа «Как стать фотографом», Игра «Весѐлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу» Занятие 33 Итоговое повторение. Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать» 3 класс (33 ч) Занятие 1. Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Знакомство с профессией – полицейский. Занятие 2. Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». Знакомство с профессией – инспектор ГИБДД. Игра «Мы-пешеходы» Занятие 3. Кем быть? Проблемная ситуация: кем быть? Мини-рассказ учащихся о выбранной профессии. Занятие 4. Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Тест: «Какая профессия мне больше подходит?». Занятие 5. Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» В творческой форме выразить свои представления о взрослой жизни и запечатлеть на листе бумаги те профессии, которые привлекают их сейчас. Занятие 6. Встреча с нашими героями. Встреча с ветеранами труда пгт. Пойковский. Занятие 7. Кто такой мастер? Что такое призвание? Разобраться с терминами "призвание», "профессия", "мастер», с их соотношением. Занятие 8. Из истории слов. Работа со словарѐм. Занятие 9. Профессии наших мам. Знакомство с женскими профессиями родителей. Занятие 10. Сочинение на тему: «Моя мама - мастер». Мамочка - краткое мини-сочинение. Занятие 11. Профессии наших пап. Встреча с папами. Совместный с родителями КВН. Занятие 12. Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» Папочка - краткое мини-сочинение. Занятие 13. «Кем быть? Каким быть?» Выход в библиотеку. Совместное мероприятие. Занятие 14. Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? Знакомство с профессией – бухгалтер. Похожие профессии. История профессии. Занятие 15. Менеджер. Кто может работать по этой профессии? Знакомство с профессией – менеджмент. Кто может работать по этой профессии? Занятие 16. Спасатель. Кто может работать по этой профессии? Знакомство с профессией – спасатель. Кто может работать по этой профессии? Занятие 17. «Калейдоскоп профессий». Знакомство с профессиями наших шефов. Занятие 18. Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией – риэлтор. История профессии. Занятие 19. Кто может работать по профессии риэлтор? Кому подходит данная профессия. Перспективы профессии. Занятие 20. Профессия – фермер. Знакомство с профессией – спасатель. Кто может работать по этой профессии? Занятие 21. Экскурсия на фермерское угодье. Занятие 22. Экскурсия в центр занятости населения. Знакомство с центром занятости населения пгт. Пойковский. Познакомить с основными видами деятельности Центра занятости населения. Занятие 23. КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных. Занятие 24. Знакомство с профессией бизнесмена. Занятие 25. Кто может работать по этой профессии? Занятие 26. «Какая профессия меня привлекает?» Мини – проект. Занятие 27. Поэтическая игротека «В мире профессий». Занятие 28. Конкурс рисунков: «Все работы хороши». Занятие 29. Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» Занятие 30. Художник. Профессия или призвание? Встреча с родителями, имеющих отношение к данным специальностям. Занятие 31. "Профессии нашего посѐлка" Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях нашего поселка. Игра «Определить профессию» Занятие 32. «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. Занятие 33. Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник профессий», конкурс сочинений «Радуга профессий». 4 класс (33 ч.) Занятие 1. Артист. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – артист. История профессии Занятие 2. Метеоролог. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – метеоролог. Занятие 3. Метеоролог. Профессия или призвание? Занятие 4. Шоколатье. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – шоколатье. История профессии. Совершенствовать знания детей о процессе изготовления кондитерских изделий из шоколада. Занятие 5. Спецназовец. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – спецназовец. Похожие профессии. Занятие 6. Кинолог. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией – кинолог. Рассматривание картинок и фотографий с животными, чтение отрывков из книги К. Сергиенко «До свиданья, овраг», рассказов В. Чаплиной «Мухтар», Л. Толстого «Пожарные собаки». Занятие 7. Человек – техника. Типы профессий. Развивающие занятия: профессии «инженер», «столяр», «плотник» и др. Путешествие с Самоделкиным «Техника вокруг нас».. Занятие 8. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. Развивающие занятия: профессии «зоолог», «биолог», «ветеринар». Игра «Здравствуй, инопланетянин!» Викторины, развивающие занятия. Занятие 10. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. Коллективная творческая деятельность «Украсим свою школу, село, планету». Занятие 11. Флорист. Профессия или призвание? Знакомство с новой профессией –флорист. История профессии. Загадки и пословицы о цветах. Занятие 12. Человек – человек. Типы профессий. Развивающее занятие: профессия «учитель», «библиотекарь» и др. Путешествие с Незнайкой по школе, улице, на которой расположена школа. Занятие 13. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. Занятие 14. Человек – знак. Типы профессий. Экскурсия в технический кружок Занятие 15. Человек – художественный образ. Типы профессий. Занятие 16. Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». Занятие 17. Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. Занятие 18. Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. Пословицы и поговорки о природе. Занятие 19. Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. Занятие 20.Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. Занятие 21. Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. Занятие 22. Урок – презентация: «Мой характер» Занятие 23. Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. Занятие 24. Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. Занятие 25. Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. Занятие 26. Использование функциональных средств организма. Анкета для выявления трудового сознания младших школьников. Занятие 27. Условия повышенной моральной ответственности Занятие 28. Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога. Занятие 29. Условия труда бытового типа. Занятие 30. Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. Занятие 31. Редкие и интересные профессии нашего посѐлка. Знакомство с редкими и интересными профессиями нашего поселка. Встреча с интересными людьми. Занятие 32. Конкурс сочинений: «Я б в … пошѐл, пусть меня научат!» Занятие 33. Урок – презентация: «Это моя будущая профессия» Основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание; 2. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей к культурному наследию (Эстетическое воспитание); 5. Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания); 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; 8. Экологическое воспитание. Календарно-тематическое планирование 1 класс № Содержание (раздел, тема) Дата проведения Кол-во часов Характеристика деятельности Основные направления воспитатель ной деятельност и План Факт Введение в мир профессий 5 ч 1 2 3 4 5 Зачем человек трудится? Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий Чем пахнут ремесла? Кем я хочу стать? 1 1 1 1 1 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 – уметь высказывать 2,3,7 своѐ предположение по заданному вопросу; – уметь давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; 6 7 Профессии в школе 2 ч Профессия-учитель 1 Профессия-библиотекарь 1 Знакомство с различными профессиями 12 ч 8-9 Профессия - продавец 2 1011 1213 1415 1617 1819 Профессия - парикмахер 2 Профессия - повар 2 Профессия - почтальон 2 Профессия - врач 2 Профессия - художник 2 20 2122 23 Проект «Азбука профессий» 9ч Организационное занятие. 1 Предъявление заданий группам 2 Представление мини-проектов на буквы А-Д Представление мини-проектов на буквы Е-К 1 06.10 13.10 20.10 27.10 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 12.01 19.01 26.01 02.02 09.02 16.02 − совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. – оценивать личный 1,3,7 вклад в подготовку и проведение занятий; – обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками; – находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе. –преобразовывать 5,7 информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); – доносить информацию в публичных выступлениях. – организовывать свою деятельность (работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли); – оценивать результат своей деятельности; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2425 2627 Представление мини-проектов на буквы Л-Р Представление мини-проектов на буквы С-Я 28 Оформление результатов 1 проекта Профессия моих родителей 3ч Кем работают мои родители? 2 06.04 Встреча с родителями Итоговые занятия 2 ч Викторина «Что мы узнали?» Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» Итого: 33 ч. 1 27.04 1 1 04.05 11.05 2930 31 32 33 2 2 02.03 09.03 16.03 30.03 13.04 20.04 – планировать последовательность 2,3,7 практических действий для реализации поставленной задачи; – осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); – обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке 2 класс № Тема занятия Колво часов 1 2 3 4 Мы построим новый дом Кто такой - дизайнер Как составить букет Фигурки из цветов 1 1 1 1 5 Кто такой скульптор 1 6 7 Лепка из глины Маленькие фея. Как придумать аромат Кто шьѐт новую одежду. В гости на швейную фабрику, ателье Вкусная профессия. Кто готовит нам обед Моя мама - парикмахер 1 1 «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Кто украшает книжку. 1 Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация Кто рисует картины 1 Художники - детям 1 Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Кто сочиняет музыку 1 Композиторы - детям 1 Чем занимается дирижѐр. Оркестр. Волшебная палочка дирижѐра 1 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 Дата проведения План Характеристика деятельности Факт – анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму; – моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; – определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; – планировать последовательность практических действий для реализации замысла; 1 1 1 1 1 1 − перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; − преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 Как стать писателем. Проба пера Писатели - детям 1 Как рождаются стихи. Про поэтов. Поэты – детям 1 Профессия - режиссѐр 1 Кукольный театр. Сыграем пьесу. Я хочу танцевать. Как стать танцором Кто придумывает танцы 1 Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дворец культуры Кто пишет статьи в газету 1 Репортаж с места событий 1 Что делает фотограф 1 Итоговое повторение 1 Итого задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков); − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других. 1 1 1 1 1 33 ч. 3 класс № 1 2 4 Тема занятия Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорогах? Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и практикум – игра «Мы – пешеходы». Кем быть? Колво часов 1 1 1 Дата проведения План Характеристика деятельности Факт − перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; − преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Викторина «Все профессии нужны – все профессии важны!». Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» Встреча с нашими героями Кто такой мастер? Что такое призвание? Из истории слов. Работа со словарѐм. Профессии наших мам. Сочинение на тему: «Моя мама - мастер» Профессии наших пап. Сочинение на тему: «Мой папа - мастер» «Кем быть? Каким быть?» Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? Менеджер. Кто может работать по этой профессии? Спасатель. Кто может работать по этой профессии? «Калейдоскоп профессий». Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией. Кто может работать по профессии риэлтор? Профессия – фермер. Кто может работать по этой профессии? Экскурсия на фермерское угодье. Экскурсия в центр занятости населения КТД «Мой четвероногий друг». «Экологический суд»: пробуем себя в роли защитников животных Знакомство с профессией бизнесмена. Кто может работать по этой профессии? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков); − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других; − осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; − воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приѐмы безопасного и рационального труда; − планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; − осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); − обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; − учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); − оформлять продукты своей деятельности; − совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; − слушать и понимать речь других; − обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками; − находить эти сведения в справочной 27 28 29 30 31 32 33 «Какая профессия меня привлекает?» Поэтическая игротека «В мире профессий». Конкурс рисунков: « Все работы хороши». Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все работы хороши!» Художник. Профессия или призвание? "Профессии нашего посѐлка" «Пишем «Книгу Мира»». Сбор и обработка стихотворений, загадок, пословиц о труде. Разучивание стихотворений к празднику. Итого и дополнительной литературе. 1 1 1 1 1 1 1 33 ч. 4 класс № 1 2 4 5 6 7 8 9 Тема занятия Артист. Профессия или призвание? Метеоролог. Профессия или призвание? Шоколатье. Профессия или призвание? Спецназовец. Профессия или призвание? Кинолог. Профессия или призвание? Человек – техника. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с техникой. Человек – природа. Типы профессий. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения План Характеристика деятельности Факт − перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; − преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой. Флорист. Профессия или призвание? Человек – человек. Типы профессий. Встреча с родителями, чьи профессии связаны с работой с людьми. Человек – знак. Типы профессий. Человек – художественный образ. Типы профессий. Урок-презентация: «Эта профессия меня привлекает». Человек – техника: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – природа: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – человек: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – знак: черты характера, которыми должен обладать работник. Человек – художественный образ: черты характера, которыми должен обладать работник. Урок – презентация: «Мой характер» Ручные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. Механизированные орудия труда. Качества, которые необходимы работнику. Автоматизированные орудия труда. Качества, которые необходимы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (предметных, рисунков, схематических рисунков); − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других; − осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; − воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приѐмы безопасного и рационального труда; − планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; − осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию); − обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке; − учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); − оформлять продукты своей деятельности; − совместно 26 27 28 29 30 31 32 33 работнику. Использование функциональных средств организма. Урок – презентация: «Мои качества» Условия повышенной моральной ответственности Необычные условия труда: знакомство с профессией археолога и палеонтолога. Условия труда бытового типа. Условия труда на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. Редкие и интересные профессии нашего посѐлка Конкурс сочинений: «Я б в … пошѐл, пусть меня научат!» Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 33 ч. договариваться о правилах общения и поведения и следовать им. − уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; − слушать и понимать речь других; − обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед с учителем, сверстниками; − находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.